Город-сказка, город-мечта
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Город-сказка, город-мечта


Удивительное место этот Санкт-Петербург. Ошарашив недостатками в первые часы пребывания, он стремительно начал проект «реабилитация». В канун новогодних праздников даже пресловутая мрачность Северной столицы не испортила волшебства. Город блистал – уже в пять вечера гигаватты энергии текли по километрам проводов, чтобы сделать Питер ярче.    
Честно говоря, жизнь в городе кипит даже во мраке: туристы лениво шагают от достопримечательности к достопримечательности, местные жители спешат домой, а уличные музыканты задают ритм всему этому броуновскому движению. Под уличными музыкантами подразумеваются не те, кто стоит в переходе с губной гармошкой, в Питере это настоящее шоу. Любого приличного музыканта тотчас же обступает толпа зевак. Естественно, репертуар в основном исконно «питерский». В особом почете – группа «Сплин».
Музыка стихает лишь при сильном ветре. Любого, даже самого преданного фаната песен Александра Васильева (солист вышеупомянутой группы) «сдувает» в теплые кафе или же на глубину – в ближайшие станции метрополитена.  Большинство из них  скучны до безобразия. Они явно не выдерживают сравнения со своими московскими «коллегами». Исключение лишь одно – «Автово». Станция – ровесник метро, причем именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. Из ряда других станций ее выделяют хрустальные колонны. Естественно, в целях безопасности никто бы не стал делать опоры из такого хрупкого материала. Колонны декорированы пластинами из стекла с обратным рельефом. Кстати, впервые в мире.  Для предотвращения трещин прозрачные панели закреплены декоративными металлическими лентами. Вообще метро в Петербурге самое глубокое (от 22 до 86 метров). Станция «Адмиралтейская» и вовсе является самой глубокой в России! Об истории метрополитена и перспективах развития можно узнать в местном музее метро, который располагается  на «Приморской». Кстати, чуть дальше находится Смоленское лютеранское кладбище. Чтобы сходить туда, не нужно быть готом: архитектура здешних усыпален впечатляет.

Как стать петербуржцем?
У каждого местного жителя свое понимание относительно статуса «настоящего жителя Северной столицы». Но чаще всего люди сходились на том, что нужно помнить и любить императора Петра I.
Первым местом, куда мы решили было сходить, стала Кунсткамера, ныне – музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. В Кунсткамере есть богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента, Японии, Африки, Индонезии и других, но большинство из тех, кто посещает этот музей, ждут встречи со знаменитой петровской коллекцией.
В большом зале, где строго запрещена фото – и видеосъемка, не протолкнуться. Перед каждым экспонатом всегда кто-нибудь стоит. Первые впечатления – шок. Большинство выставленных образцов  представляют собой человеческие эмбрионы различной степени уродства, еще часть – просто детские головы в банках. Постепенно первое впечатление сходит на нет и появляется живой интерес. Например, хочется рассматривать самый высокий экспонат музея – почти трехсотлетний скелет великана Николая Буржуа.
Как отмечают историки, в апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Это был самый высокий человек, которого он когда-либо видел, – 226,7 см. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим гайдуком, или, проще говоря, выездным лакеем. Через несколько лет он подобрал великану жену, которая, по некоторым свидетельствам, была еще выше. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру. Кроме того, там  до сих пор хранится сердце великана. Сказать, что оно огромно, – не сказать ничего.
Вообще после посещения Кунсткамеры становиться петербуржцем расхотелось: известно, что Петр I был крайне неординарной личностью, но собирать коллекцию из лично вырванных зубов – извольте.
Кстати,  для ознакомления с удивительными особенностями человеческого тела, не обязательно идти в Кунсткамеру. Недалеко от храма Спаса на Крови расположилась намного более удивительная экспозиция.
Посреди выставочного зала стоит человек. Кожа на нем отсутствует. Мышцы напряжены, ощущение – будто он сейчас начнет движение. Подходишь ближе и видишь, что в нем можно разглядеть каждый орган, каждую вену и артерию.
– Вау, – единственное, что приходит в голову.
Насколько же совершенно человеческое тело!  В нем все взаимосвязано, все нужно. Каждая деталь – лишь один из исполнителей в великолепном хоре под названием «Тело человека». Именно такое название и получила выставка.
Все это стало возможным благодаря созданию полимерного бальзамирования – инновационной технологии изготовления и сохранения натуральных биологических объектов для образовательных и просветительских целей. Она была разработана на кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии имени Кирова под руководством профессора Ивана Гайворонского. Технология оригинальна, является достижением мирового уровня и полностью базируется на отечественных материалах. Вот как нужно заинтересовывать наукой! Анатомия в школах – заурядный и скучный предмет, но, когда ты попадаешь на эту выставку, все преображается: каждый орган можно буквально пощупать (ничего противоестественного – после бальзамирования там не остается и следа от человеческой ткани). Многие пробелы в образовании перестают быть таковыми после небольшого экскурса в тело человека. Рядом с дыхательными экспонатами на выставке стоит большой прозрачный куб, куда предлагают выбросить свои сигареты. Насколько эффективна эта акция, говорить сложно, но пачек там лежит немало.
Местные школьники оккупировали выставку. Каждый день сюда приходят по несколько групп.
– Эх, почему в моей школе такого не было? Мог бы стать доктором, – подумал я и продолжил изучать питерские достопримечательности.

Цой – жив!
Еще один способ стать питерцем – быть неравнодушным к Виктору Цою. В Санкт-Петербурге его или безумно любят, или не менее безумно ненавидят. Но  не забывают никогда.
В неприметном дворике на улице Блохина расположился небольшой бар. Его развернули на месте бывшей котельной, которую в народе прозвали «Камчаткой». Именно это название и закрепилось за баром. С 1986 по 1988 годы там работал  Виктор Цой. Хотя работал – не совсем верное слово. Это было культовое место для зарождающегося русского рока. В этом месте подрабатывали такие известные личности, как Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и многие другие.
Сейчас же это место, от которого так и веет перестроечным духом: катушечный магнитофон играет песни Цоя, столы – будто бы пришли из советских рюмочных, стены вместо обоев оклеены обложками альбомов, газетными вырезками и фанатскими записками. На самом видном месте, под толстым стеклом – гитара музыканта. В глубине небольшого помещения – сцена, где молодые исполнители пробуют свои силы на живой публике. На входе – барельеф Цоя, на стенах дома – записки, оставленные поклонниками при помощи краски и маркеров.
Но и здесь с питерской самоидентификацией произошел конфликт. Цой, безусловно,  – один из самых ярких представителей перестроечной музыки, некоторые его песни стали любимыми, но его  голос   все-таки не может считаться эталоном вокала. Так что вторая попытка стать петербуржцем также провалилась.

Новый год и все, все, все
– Для того, чтобы стать питерцем, нужно дышать Питером, – сказал как-то один местный.
– Что это значит? – удивленно переспросил я.
– А черт его знает. Так все говорят, вот и я сказал.
Сказано – сделано. Где можно дышать Санкт-Петербургом? На Неве! А лучше, когда еще и народу много. Празднование Нового года – идеальный вариант.
За полтора часа до полуночи в метро не было никакого ажиотажа. На одной станции в вагон вошла женщина и начала отрепетированную речь:
– Бенгальские огни местного производства. Лучший подарок на праздник. Один – тридцать, два – пятьдесят, а на 100 рублей – целых пять.
Через две минуты у меня в кармане стало на сто тридцать рублей меньше и на шесть бенгальских огней больше. До «Адмиралтейской» оставалось две станции.
На выходе ответ на вопрос, почему в метрополитене так мало людей, прояснился: все дружно  шли по Невскому проспекту. Дружелюбная толпа заняла проезжую часть. А на тротуаре стоял настоящий Дед Мороз – рокер. Он зажигал толпу фанатов яростными гитарными «запилами». Когда он завершил исполнение трека,  подбежали любители фотографироваться. Дед Мороз с удовольствием попозировал. И это было ошибкой. Когда он начал исполнять следующую песню, толпа решила, что профессионал может играть, петь и продолжать эффектно позировать одновременно... Но он смог сделать и это!
Тем временем на Дворцовой площади собрались тысячи людей. До наступления Нового года их развлекала яркая иллюминация: на здание Генштаба проецировались новогодние образы, придавая празднику особую изюминку. Без пяти двенадцать там стартовало обращение президента. Отсчет пошел.
– Одиннадцать, двенадцать, – досчитала толпа, и вверх взмыли десятки пробок от шампанского,  сотни залпов салюта, заискрили бенгальские огни.
Не заискрили лишь бенгальские огни местного производства. Как я не пытался поджечь их на морозе, они так и не загорелись.
Толпа быстро растворилась. Все рванули на Васильевский остров. Там, по всей видимости, было продолжение праздника. Но далеко идти не хотелось. Все-таки не каждый день удается посмотреть на замерзающую Неву. Именно 31 декабря в городе по-настоящему подморозило, и река покрылась грубыми наростами льда. Тех, кто хотел попробовать его  на прочность, отгоняли сотрудники МЧС.
– Ну и черт с вами, буду на речку издалека смотреть, – пробормотал один из тех, кто проверял прочность льда.
Удивительное место Санкт-Петербург. Стать своим здесь – задача поистине сложная. Недостаточно говорить «кура», «поребрик» или «булка хлеба». Здесь нужно жить. Любить этот город, его контрасты, его противоречия. Ну а если еще не готов, то лучше вернуться. Питер прекрасен и на расстоянии.
P.S. Российские плацкартные вагоны вновь «порадовали». На обратном пути в нескольких соседних купе начался настоящий снегопад. По-другому назвать нельзя. С внутренней стороны окна появился небольшой сугроб. Неожиданный и приятный сюрприз от наших железнодорожников.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...