Мне другого не надо
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мне другого не надо


Отметая оправдания слабовольных людей, постоянно терпящих неудачи, Бертольд Брехт говорил: «Судьба человека – чаще всего в его характере». Истинность слов писателя ежедневно подтверждает наш земляк Олег Кащавцев. Глядя на него, понимаешь, что отношение человека к судьбе важнее того, какая она на самом деле.    
Начало дня
Каждое летнее утро в семье Кащавцевых складывается одинаково. Простенький завтрак – кашу и кофе – супруги готовят по очереди. Потом Евгения колдует над лицом волшебными палочками с черной тушью, лавандовыми тенями и чем-то еще, недоступным для понимания мужа, облачается в деловой костюм и садится в автомобиль. Олег отвозит ее на вокзал, откуда рейсовым автобусом она едет двадцать километров до Суджи, в центр детского развития, где работает директором.
Олег тем временем возвращается домой, кормит животных и отводит двух коз на луг, а третий его питомец, ставший местной достопримечательностью и всеобщим любимцем – осел, везет хозяина на себе на пастбище.
– Ослика я специально покупал, чтобы разработать спину, – объясняет Олег. – Об иппотерапии – лечении позвоночника верховой ездой слышали? Лошадь тяжело содержать, поэтому как только услышал, что семья в Щетинке продает полуторогодовалого ослика, – сразу за ним. Вначале не мог удержаться в седле, хорошо еще, что невысоко падать (смеется). Теперь вечерами объезжаю на ушастом скакуне окрестности, разговариваю с людьми, смотрю по сторонам – вокруг такая красотища: лес, поля, небо огромное, величественное и каждый раз новое.
Управившись с животными, он идет в столярную мастерскую, которую обустроил во дворе. Энергичные движения рубанком вспенивают светлые кудряшки стружек. Олег проводит рукой по гладкой поверхности обработанной древесины, она теплая на ощупь, из ее капилляров сочатся крошечные капельки смолы, источая неповторимый аромат леса. Олег, глубоко вдохнув, замирает в наслаждении.
– Делаю разные вещи: от оригинальных деревянных сувениров до предметов мебели. Мой первый крупный заказ: стол, стулья и скамейки для бани, – говорит он. – Полгода назад я встал на учет в фонд занятости. Там предложили поучаствовать в программе по развитию предпринимательства. Жена помогла написать бизнес-план, оказался одним из лучших. Мне выдали субсидию – 70 тысяч рублей. В прошлом году на эти деньги еще можно было что-то купить, а после скачка доллара... В общем, приобрел два серьезных инструмента. Остальное – за свой счет.

Переезд
В село Большое Солдатское Кащавцевы перебрались из Курска прошлой весной. Присмотрели брошенный дом на окраине, сторговались. Поступок шокировал знакомых, но были веские основания – в городе из-за малоподвижного образа жизни стало ухудшаться здоровье Олега.
– А здесь я, как веник, весь день мечусь туда-сюда, – смеется он. – Дом небольшой, ветхий. Пришлось делать пристройку и основательный ремонт. Успели до холодов провести свет, воду, газ – удобства теперь в доме. Что-то помогли родственники, многое делал сам и похудел на 11 кг. Огород еще обрабатываю, жена ведь поздно возвращается с работы.
Олег – селянин по натуре. Родился в Большом Солдатском, здесь живет его мама, здесь 18 лет назад с ним произошла трагедия, горький отпечаток которой останется на всю жизнь.

Отсчет от несчастного случая
…Как и сейчас, 18 лет назад, местный рынок кипел жизнью в первой половине дня, после трех пустел, и местная ребятня использовала его для баталий. Крикливые, обсыпанные веснушками разведчики с игрушечным оружием в руках бегали меж обитых металлом торговых столов, взбирались на них, чтобы осмотреть вражеские позиции, спрыгивали вниз. Десятилетний Олег, прячась от пули противника, повис, как на турнике, на краю прилавка, тот качнулся и опрокинулся, придавив его. На крик перепуганных мальчишек прибежали двое прохожих, подняли прилавок и усадили Олега, позвонили в «скорую». Кто же знал, что при переломе позвоночника пострадавшего нельзя передвигать?
В местной больнице хирург, прилетевший на вертолете из Курска, собрал и закрепил пластинами два вдребезги разбитых позвонка. Спустя год, когда настала пора извлекать металл из позвоночника, Олег заболел. Какое-то время мама, одна воспитывающая двоих детей, не могла вырваться с работы, а когда через несколько месяцев наконец-то привезла сына в хирургическое отделение, выяснилось, что у него из-за активного роста костей, который сдерживали пластины, произошла деформация верхнего отдела позвоночника и грудной клетки в дополнение к парализованной нижней части тела.
Олег до десятого класса находился на домашнем обучении, прерываемом частыми поездками в больницы, реабилитационные центры, санатории,  последние два школьных года его возмужавшие одноклассники взяли на себя обязанность ежедневно носить больного товарища в школу на руках – слава Богу, что вес у него был воробьиный. О пандусах тогда никто  и не слыхивал, туалет располагался на улице, но разве это препятствия для настоящих друзей? Дополнительно Олег занимался дома с двумя репетиторами и после окончания школы успешно поступил на юрфак РГСУ.
Удача окрылила паренька, он почувствовал, что перед ним светлое будущее,  стал напряженно работать над собой, вспомнив все, чему его учили в реабилитационном центре. Ежедневные физические упражнения позволили инвалиду подниматься с коляски и преодолевать на костылях небольшие расстояния.  Чтобы не упасть при ходьбе, Олег фиксировал колени и стопы.
– Об институте у меня остались только светлые воспоминания. Лифты, широкие двери, просторные аудитории, талантливые преподаватели, – рассказывает Олег. – Я вгрызался в теорию права, в массивные тома с законами и подзаконными актами, надеясь реализовать себя в юриспруденции, но в ходе практики в юридической организации, понял, что для защиты клиентов нужна мобильность, а я в городе на инвалидной коляске смогу добраться разве что до ближайшего дорожного бордюра.

О чем и не мечталось
Несмотря на провал в профессиональном плане, Курск раздвинул жизненные горизонты Олега до таких пределов, о которых инвалид-колясочник не смел и мечтать. Первым подарком города Олегу, тогда еще студенту, стало знакомство с будущей женой. Евгения работала в отделе рекламы крупного предприятия и ко Дню Победы помогала в организации пробега на инвалидных колясках с символичным названием «Сила русского духа», в котором участвовал Олег. Парень был покорен вниманием, чуткостью, легким нравом Евгении. Что нашла девушка в инвалиде-колясочнике? Видимо, почувствовала опору, железный стержень в характере, который ни тяжелый, обитый металлом прилавок, ни годы мучительной боли не смогли сломить.
Вскоре после знакомства Олег поселился в съемной квартире Евгении и нашел работу неподалеку от дома –  в дизайнерском центре, выпускающем магнитики, тарелки и другую сувенирную продукцию. Однако постоянное сидение в инвалидной коляске, один и тот же короткий маршрут «дом-работа-магазин  стали приедаться парню, и, самое главное, жизнь без движения приводила к застою крови и ухудшению самочувствия. На эту проблему откликнулся друг, инвалид-колясочник Игорь Ушаков и познакомил Олега с тренером Александром Немчиновым, инвалидом по зрению, неоднократным чемпионом мира по пауэрлифтингу.
– Александр Немчинов для меня – человек с большой буквы, а его жизнь – пример для подражания. Он пять лет тренировал меня бесплатно. Спортзал находился в подвальном помещении школы, куда ребята-спортсмены вносили меня и инвалидную коляску, прежде чем тренер своими силами установил  пандус. Александр Михайлович вывел меня в большой спорт, благодаря ему стал серебряным призером Кубка России и два года подряд занимал третье место на чемпионате страны.
Когда уехал из Курска, единственное, о чем жалею – о потере тренера.
Поездки на соревнования давали возможность Олегу посмотреть страну. Он побывал в Иванове, Подмосковье, Чувашии, Сочи, в Крыму. За призовые места на всероссийских соревнованиях ему выплачивалась губернаторская стипендия. Добавив к ней собственные сбережения, он купил машину и обрел свободу передвижения.
Впоследствии из-за закрытия спортзала и ухудшения здоровья подняться к призовым местам Олегу уже не удавалось.

О чем мечтал
В Большом Солдатском, в бывшем здании магазина, обустроенном под спортивный зал, Олег бесплатно тренирует местных школьников по методике Александра Немчинова и поддерживает свою спортивную форму. Все оборудование зала сварено из деталей старой сельхозтехники. Совсем недавно, в декабре, областной спорткомитет откликнулся на просьбу Олега и приобрел инвентарь – грифы и блины для штанги. Чуть раньше Олег занял первое место в Курске на отборочных соревнованиях по русскому жиму – поднял 55-килограмовую штангу 66 раз подряд при собственном весе 53 кг. Но надежд на спортивное будущее парень уже  не строит.
– Паралимпийский уровень для людей с моим весом – это 180 кг в одном рывке, а мой максимальный результат – 137 кг, – объясняет он. – Для спортивных достижений нужен не только огромный труд, но и соответствующие условия жизни: специальное питание, отдых. Если приходишь на тренировку после работы, уставшим – это и травмоопасно, и результаты ниже.
Сейчас основной доход Олега – пенсия по инвалидности в 13 тысяч рублей, почти половина их которых уходит на бензин. А куда в селе без машины? Магазин за три километра от дома, спортивный зал – не в трех шагах,  периодически надо выбираться в Курск. Столярное производство, организованное по принципу самозанятости, пока прибыли не дает: бизнес еще предстоит ставить на ноги. Хорошо, что есть овощи с огорода, молоко  коз, которых Олег доит собственноручно и собственноручно заготавливает сено, сидя на инвалидной коляске.
– Иногда так вымотаешься за день, что думаешь: «Нафига вся эта колгота?», и сразу же новая мысль, словно озарение: «Мне другого ничего не нужно. Это – жизнь, о которой я мечтал», – признается герой нашего повествования.
Жители села Большое Солдатское по утрам уже не вскакивают в ужасе от необычного, резкого, как паровозный гудок, крика осла –  привыкли к тому, что утренний глашатай их никогда не подводит, и перестали заводить будильник.
– Он молодой жеребчик, – ласково говорит о питомце Олег. – Видит – рассвело, ему хочется покушать, попить водички и уйти на луг к другим животным. Он там в хорошенькую лошадку влюбился, заигрывает с ней. А вечером, завидев меня, бежит навстречу, насколько позволяет длина веревки, и приветственно кричит, пока не подойду. Потом кладет голову на плечо и трется –  животные чувствуют, как к ним относятся...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...