Работа такая – картины лечить!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Работа такая – картины лечить!


– Картина – живой организм, который иногда нуждается и в лечении, – сказала реставратор картинной галереи имени Дейнеки Елена Денисова, показывая корреспонденту «ГИ» холст, над которым ей и ее сыну Михаилу Денисову (работают в паре) пришлось потрудиться не один день. – Александр Дейнека – мастер, работы которого мы изучили от «а» до «я». Эту пришлось «подлечить» перед выставкой...    
О том, где и как учат «лечить» картины, семья реставраторов рассказала «ГИ», поделившись секретами мастерства.
Елена Денисова с детства обожала рисовать. А уж выставки посещала регулярно.
– Как только выходные – сразу в картинную галерею, – признается Елена Борисовна.
Неудивительно, что поступила в пединститут на художественно-графический факультет. На этом не остановилась – ей хотелось изучать картины: какие мастер использует краски, чтобы передать цвет, а эта мимика – результат игры тонов и полутонов... Без особых познаний тут бы не обошлось. Их Елена поехала получать в Москву, поступила во Всероссийский научно-исследовательский институт реставрации.
– Было очень интересно увидеть полотна старых мастеров, эта практика запомнилась на всю жизнь, – рассказала Елена Борисовна. – Стажировалась в реставрационно-художественных мастерских Москвы, Чернигова, в музее западноевропейского искусства в Одессе и в Олесском замке под Львовом.
В этом старейшем здании с 1975 года действовала экспозиция Львовской картинной галереи. Были представлены произведения искусства XIII-XIX веков: живопись, скульптура, иконы. Елена Борисовна работала с произведениями, написанными неизвестными художниками. Атмосфера того времени, казалось, пропитала залы старинного замка. Это было как в сказке – загадочной, словно мозаика, и очень-очень древней...
В начале 80-х Елена Борисовна вернулась в Курск и принялась за дело – ведь в то время она была единственным квалифицированным реставратором в области. Любимому делу отдала 36 лет. Сейчас  заведует реставрационной мастерской  Курской картинной галереи имени Дейнеки. Под ее руководством трудится еще один не менее квалифицированный специалист – ее  сын Михаил.
– Кем же еще он мог стать, если все время был при мне: практически жил в галерее и видел, как и над чем я работаю, –  говорит  Елена Борисовна.
Михаил  закончил  Суздальское художественно-реставрационное училище, а затем и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
– У нас разные школы, и очень часто мы с ней спорим по работе, – признался Михаил...

Приложили руку
Над картиной Александра Дейнеки «В воздухе» трудились месяц в полном согласии. Работа 1932 года должна была в ближайшее время поехать на выставку в столицу. А оттуда самолетом – в Италию. Такие путешествия – тяжелое испытание для картин, и для этой работы прославленного земляка оно могло бы стать последним. Если бы не умелые руки и терпение реставраторов...
– Она нуждалась в полной реставрации. Для начала занялись кракелюром (трещина красочного слоя или лака в произведении живописи). Сдублировали авторское полотно – подклеили второй холст и полностью поменяли подрамник. Были некоторые сложности с поверхностью: Дейнека предпочитал матовую, тогда она больше похожа на фреску.  Но покрытие лаком – обязательный этап в реставрации. Для этой картины пришлось заказывать итальянский матовый лак. И картину сохранили, и автора не обидели!
Кстати, о трещинах на картине. Они бывают вечные и не мешают ей жить. А бывают с угрозой осыпи красочного слоя. Качнули, толкнули, и краска может отвалиться.
– Посмотрите, какие трещинки, – сказала Елена Борисовна, вытаскивая из подсобки метровую картину австрийского художника Карла Кауфмана. – Его «Венеция» вся испещрена трещинками, которые кое-где начали подниматься шубой. Если не принять меры, краска осыпется.
– Нам понадобится скальпель... – Елена Борисовна взялась за работу. – Сначала убираем этот слой и начинаем готовить клей, который поможет укрепить красочный слой, вернуть его на место.
Кстати, кроме скальпеля реставраторы используют и другие медицинские инструменты, ведь специальных нет.
– Вот эти шпатели делали вручную, ими мы будем подводить грунт, – пояснила Елена Борисовна. – А грунт у нас в таких маленьких баночках из-под детских игрушек. Так он не высыхает.
Как вы думаете, что в холодильнике у реставратора? Клей. Во всех  реставрационных работах используют клей на натуральной основе.
– Покупаем, разводим и в таком густом виде храним в холодильнике, а потом подогреваем на водяной бане и используем в работе, – рассказала Елена Борисовна.
Красками реставраторы пользуются отечественными – масляными, производства Санкт-Петербурга.  Прибегают к ним тогда, когда нужно восстановить (прорисовать) какие-либо утраченные элементы картины.
– Вот так мы прикладываем руку к искусству!

На картину – паспорт
Процесс реставрации – одно. Так ведь нужно еще и паспорт на каждую картину сделать! На это уходит немало времени. Ведь в документе нужно описать историю «болезни», ход действий и методы лечения.
– Иногда приходится исследовать картину ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами. А потом созываем реставрационный совет, который и утверждает состав и последовательность мероприятий, ведь  в нашем деле ошибок быть не должно, – рассказала Елена Борисовна.
«Не навреди» – еще одна заповедь, которой придерживаются реставраторы.
–  Нужны огромное терпение и осторожность, – призналась Елена Борисовна. – Каждый раз, беря в руки творение мастера, чувствую трепет и некую боязнь. Перед тем как приступить к работе, стараюсь изучить картину всю до трещинки... Настолько проникаешься,  понимаешь художника, видишь, как и почему он строил эту композицию именно так.
– А свободное от искусства время у вас есть? – поинтересовалась я у Елены Борисовны.
– Сын увлекся копированием известных мастеров, а у меня – внуки и дача. Но никакой картошки, выращиваю только цветы. Мало, конечно, свободного времени. В цехе очень нужна.
Сейчас в работе курских реставраторов – пять картин. Задача специалистов –   продлить жизнь полотнам, которыми будет восхищаться еще не одно поколение.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...