Старость не радость, но единственный способ прожить долго
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Старость не радость, но единственный способ прожить долго


Идут года. В детстве тянутся, а потом начинают бежать, лететь. И незаметно приходит старость. Ее люди боятся.    
Не помню сейчас, кто из ученых, не побоявшийся на себе испытывать лекарства от холеры и чумы, покончил с  собой – испугался старости, немощности.
Многие грустят не от того, что старость пришла, а от того, что молодость ушла. Но в каждом возрасте есть свои прелести. Об юности говорить не надо – это ясно без  слов. Но  юные не всегда понимают, какое счастье быть молодым, и все хотят быстрее повзрослеть.
Средний возраст всегда беспокойный, стрессовый. Человек самоутверждается, ищет место под солнцем, работает на престиж и вес в обществе. Ставит себе планку и если ее не достигает, впадает в депрессию, ищет виноватых и так далее. Некоторые спиваются.
К старости  человек  прошел эту борьбу, чего-то достиг, успокоился. Можно подумать и о себе. Некоторые  едут по миру – путешествуют, другие  украшают дачи, кто-то пишет стихи или мемуары. А есть  большая категория людей, которые  неизрасходованные силы обращают на внуков или даже правнуков.
Человек идет по жизни с любовью – так по крайней мере должно быть. Любовь к маме – это первое. Затем мальчишка вдруг удивляется, какая красивая у него одноклассница, и почему он раньше ее не замечал. Или девчонка восхищается соседским мальчишкой...
Проходит время, рождаются дети. И любовь перетекает на маленьких твоих копий. Ты переживаешь вместе с ними свое уже забытое детство. Но вот они подрастают, им с тобой скучно, у них самостоятельная жизнь.
И тут рождаются внуки. И вспыхивает чуть было не заснувшая любовь к детям твоих детей. Внуков любят сильнее, чем детей. Почему? Детей было некогда любить – работа, карьера,  должности, материальные заботы. А в старости свободного времени много, и оно – для внуков.
И еще. В глубине души ты понимаешь, что внук или внуки – это, скорее всего, последняя любовь в твоей жизни и хочется отдать им все хорошее, доброе, что в тебе осталось.
Я помню своего первого внука Никиту. Идем с прогулки. Вечер, луна выглянула. Малышок устал. Я взял его на ручки. Он обнял меня за шею и прижался ко мне. И вдруг спросил:
– Деда, ты пачешь (плачешь)?
– Нет-нет, миленький, все хорошо, я от счастья.
А я благодарил Бога, ангелов-хранителей за то, что они мне подарили внука и что дали мне возможность дожить до этого счастливого момента. Так что  у стариков с внуками скуки не бывает.
Любовь, о которой я рассказал, не противоречит и другой любви – к природе,  творчеству,  труду.
Если у человека нет таких увлечений, то выйдя на пенсию, он не находит себе места от грусти по работе, по молодости. И быстрее стареет. Если увлечений много, то выход на пенсию как раз то, о чем он мечтал. Рыбалка, грибы, дача, огород, письменный стол, книги, прогулки... Только в старости понимаешь радость каждого нового дня. Проснулся – жив. Ура! И каждый денечек как подарок судьбы. В молодости такого не было.
Вообще-то старость – вещь относительная. Есть и в тридцать лет старики – ничему не рады, все плохо и все плохие. А есть и в сто лет – молодые. Как наша Татьяна Федоровна Должикова. Ей сто лет и еще девять месяцев. Ясный ум, память и желание что-то делать. То она на Посту №1 встречается со школьниками, то поет в хоре «Боевые подруги». Не так давно пришла на прием к губернатору и сказала, что плохо используют  физкультурные работники опыт ветеранов. А Татьяна Федоровна  всю жизнь с физкультурой. Как-то на митинге у памятного знака  курским ополченцам громко заявила:
– Занимайтесь физкультурой, она на войне мне жизнь спасла.
Старым человек становится тогда, когда сам открывает дверь старости. А это уже не зависит от возраста. Обижает, конечно, стариков отношение молодежи – иногда пренебрежительное: и куда вы утром едете, нам на работу надо, а вы тут... Или когда человек начинает что-то рассказывать, его обрывают – хватит, уже сто раз слышали. Но к счастью,  большинство молодых хорошо относятся к пожилым  людям.
А как с годами  помолодела старость! Во времена Александра Пушкина или Сергея Есенина  пятидесятилетняя женщина  уже была старухой, причем глубокой. А сейчас в пятьдесят – вторая молодость. И любовь, и стихи. И радость жизни.
Есть в каждом возрасте своя изюминка, есть.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...