«Я тебя никогда не забуду…»
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Как часто жизнь реальных людей отличается от судеб литературных героев, созданных по их образу и подобию...    
Подтверждений тому масса, но сегодня остановимся лишь на одном, хорошо известном нам по культовой рок-опере «Юнона и Авось».
Судьба Николая Резанова складывалась непросто. Он родился в Санкт-Петербурге в бедной семье коллежского советника Петра Резанова и Александры, дочери генерал-майора Окунева.
В детстве Николай получил хорошее домашнее образование, знал пять иностранных языков. В четырнадцать лет, в 1778-м, поступил на военную службу в артиллерию. Затем за статность, сноровистость и красоту его перевели в Измайловский лейб-гвардии полк. Существует мнение, что этому поспособствовала сама Екатерина II. В 1780-м, во время ее поездки в Крым, Николай лично отвечал за безопасность императрицы, а было ему всего 16 лет…
По неясным причинам в середине 1780-х он оставил военную службу и надолго исчез из окружения Екатерины. Поступил асессором в Псковскую палату гражданского суда, где прослужил около пяти лет, после чего был переведен в Санкт-Петербургскую Казенную палату. Затем – новый скачок карьеры. Его вызвали в Петербург и дали место начальника канцелярии у вице-президента Адмиралтейств-коллегии графа Чернышева, а затем – экзекутора Адмиралтейств-коллегии. В 1791-93 годах он – правитель канцелярии Гавриила Романовича Державина, кабинет-секретаря Екатерины II.
В 1794-м Николай Резанов по поручению Платона Зубова отправляется в Иркутск, участвует в деятельности компании основателя первых русских поселений в Америке Григория Шелихова. А уже  24 января 1795 года он женится на пятнадцатилетней дочери Шелихова – Анне. Она получает дворянский титул, а он – хорошее приданое. Через полгода Шелихов умирает, и Николай становится совладельцем его капитала.
Сразу после смерти Екатерины II и падения графа Зубова Резанов возвращается в Петербург. Император Павел принял его хорошо и согласился с его просьбой о создании на основе промыслов покойного Шелихова Российско-американской компании. Представительство учреждалось в Петербурге, пайщиками стали и члены императорской семьи. Главой компании назначили Резанова, а немного позднее его сделали обер-секретарем Правительствующего сената.
В 1801-м в семье Резанова родился сын Петр, а через год – 6 октября 1802 года –  дочь Ольга. Через 12  дней после рождения дочери Анна Григорьевна умерла от родовой горячки.
Новый император Александр I посылает Резанова в Японию для налаживания торговли между странами. Это было весьма проблематичное поручение, так как Япония в течение последних к тому времени 150 лет вела политику жесткого изоляционизма.
Посольство решено было совместить с первой русской кругосветной экспедицией на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенштерна. Указом императора Резанов наравне с Крузенштерном был назначен главой экспедиции.
Во время похода отношения Резанова и Крузенштерна не сложились. Мало того – они открыто враждовали и общались только записками.
Японцы запретили русским входить в гавань Нагасаки, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Самому Резанову разрешили-таки сойти на берег, предоставили отличное жилье, но за его пределы выходить было нельзя. Велели ждать ответа от императора. Любую еду доставляли по первому требованию, денег не брали. Так продолжалось полгода. В марте прибыл сановник с ответом императора: посольство он принять не может и торговать с Россией не желает. Вернули назад все подарки и потребовали, чтобы корабль немедленно покинул Японию. Резанов не сдержался, наговорил сановнику дерзостей и потребовал все это перевести. Договор с Японией заключить не удалось, и экспедиция вернулась в Петропавловск. Там Резанов узнал, что Крузенштерна наградили орденом Св. Анны II степени, а ему пожаловали только табакерку, осыпанную бриллиантами. Командора Резанова освободили от дальнейшего участия в кругосветной экспедиции, приказав провести инспекцию русских поселений на Аляске…
Прибыв в Ново-Архангельск, Резанов застал русскую колонию в ужасном состоянии. Поселенцы просто вымирали от голода, так как продукты им доставлялись через всю Сибирь в Охотск, далее морем. На это уходили месяцы, и продукты приходили испорченными.
Резанов купил у купца Джона Вульфа судно «Юнона», полное продуктов, и отдал поселенцам. Но до весны еды не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить еще одно судно, «Авось». После постройки отправил эти два судна на юг, в Калифорнию, за продуктами и для установления торговых отношений с испанцами, которым в то время принадлежала Калифорния.
В марте 1806-го «Юнона» пришвартовалась в заливе Сан-Франциско. Испания была союзницей Наполеона, и поэтому отношения с русскими не приветствовались. Но Резанов за шесть недель пребывания просто покорил губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу и коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо. В это время он познакомился с 15-летней Консепсьон Аргуэльо (Кончитой) – дочерью коменданта Сан-Франциско, что стало основой сюжета поэмы «Авось» Андрея Вознесенского. Через некоторое время  сделал  предложение руки и сердца. Ему было 42 года.
Есть версия, что и со стороны Кончиты было больше расчета, чем страсти. Резанов постоянно внушал ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. И вскоре она мечтала стать женой русского камергера. Родители убеждали к отказу, но она настаивала на своем. В конце концов Кончиту и Николая помолвили, оставив окончательное решение за римским престолом.
Сразу после обручения Резанов отправился назад. Он рассчитывал просить ходатайства императора перед Папой Римским о согласии на брак. По его расчетам, на это должно было уйти два года. Кончита заверила его, что будет ждать. 11 июня 1806 года Резанов покинул Калифорнию, увозя для русской колонии на Аляске 2156 пудов пшеницы, 351 пуд ячменя, 560 пудов бобовых. Через месяц корабли прибыли в Ново-Архангельск.
Перед отъездом в Петербург Резанов оставил инструкцию главному правителю русских колоний в Америке Баранову с идеей создания аграрного поселения в Северной Калифорнии для снабжения Аляски продовольствием. Такое поселение, Росс, было основано в 1812 году и просуществовало до 1841-го.
В сентябре 1806 года Резанов добрался до Охотска. Начиналась осенняя распутица,  ехать дальше было нельзя. Но он отправился по «многотрудному пути верховою ездою». Перебираясь через реки, из-за тонкого льда неоднократно падал в воду. Несколько ночей пришлось провести прямо на снегу. В итоге страшно простудился и пролежал в горячке и беспамятстве 12 дней, но как только очнулся, снова пустился в путь. По дороге потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он и умер. Резанов был похоронен 13 марта на кладбище Воскресенского собора.
Кончита осталась верна Резанову. Согласно легенде, она больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. Сейчас на этом месте – опора моста «Золотые ворота». В 1808-м она узнала о смерти Резанова из письма, посланного ее отцу. Выйти замуж она больше не пыталась. В конце жизни ушла в монастырь, где умерла в 1857 году. Похоронена недалеко от Сан-Франциско, в Бениша, на кладбище ордена доминиканцев.
В начале 1960-х годов Воскресенский собор в Красноярске был разрушен, а могила командора Резанова утеряна. В 2000-м  на предполагаемом месте захоронения Резанова поставили памятник – белый крест, на одной стороне которого написано «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764 – 1807. Я тебя никогда не увижу», а ниже –  «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791 – 1857. Я тебя никогда не забуду». Шериф города Монтерей развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увез горсть красноярской земли –  для нее.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...