Сколько стоит доверчивость?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сколько стоит доверчивость?


Продать вещь и услугу в условиях снижающейся платежеспособности населения становится все труднее. Добросовестные участники рынка стараются учесть нужды потребителей и выиграть в конкурентной борьбе за счет лучшего соотношения цены и качества. Такой способ, безусловно, приносит выгоду всем сторонам сделки и нацелен на долгосрочное сотрудничество, но чтобы получить свой кусок пирога, производителю и продавцу приходится попотеть. Достичь того же результата меньшими усилиями можно, если внедрить инновации – изобрести новое оборудование, усовершенствовать технологию производства, найти наиболее удобную для покупателей форму продаж.    
К сожалению, сегодня смекалка отдельных продавцов приносит горожанам горькие плоды. Механизм сверхприбыльных операций разработан до мельчайших деталей и опирается на отменные познания психологии и юриспруденции. Службы, призванные защищать интересы потребителей, к которым стекаются со всех концов города прозревшие клиенты «изобретательных» фирм, только разводят руками:
– Мы поможем составить вам претензию, но сразу настраивайтесь на то, что возвращать деньги придется через суд. Добровольно продавец свой товар не принимает.

Введение в игру
Вы идете по одной из самых живописных центральных улиц города и чувствуете себя в полной безопасности, когда к вам подходит ребенок – очаровательная девочка лет 12 и задает вопрос: «Не хотите ли принять участие в розыгрыше бытовой техники? Холодильник, домашний кинотеатр...». Вы – опытный человек, вы знаете, что бесплатный сыр – только в мышеловке, вы наслышаны об уличных мошенничествах и вам очень жаль, что жулики стали «втемную» вовлекать в махинации школьников, распространяющих рекламу во время каникул. «Спасибо, детка. Сколько же тебе за это платят?» – «Двадцать рублей за каждый заполненный купон», – простодушно отвечает девчушка и с накатившимися на глаза слезами тихим голосом быстро-быстро говорит: «Мне нечем сегодня отчитаться. Пожалуйста, заполните. А на розыгрыш можете и не приходить».
У какого взрослого не дрогнет сердце? Вы сообщаете номер мобильного, имя-отчество и уходите с теплым чувством на душе от того, что помогли ребенку.
Если кто-то думает, что на этом история заканчивается, вынуждена разочаровать – она только начинается. Вам будут звонить ежедневно и приглашать в офис. На ваши «не буду» и «не хочу» очень вежливо объяснят, что это ничего не меняет, поскольку вы внесены в базу данных, на вас должен быть оформлен сертификат. У кого-то хватит терпения отбиваться от назойливых организаторов акции, а кто-то сломается и пойдет. Моя знакомая – грамотный человек с трезвыми мозгами – сходила.
– Мне предложили выбрать удобное для визита время: в 12, 14 или 16 часов, – рассказала она. – Я еще удивилась, почему такие большие промежутки, но меня успокоили, что потрачу на оформление не более 20 минут. У закрытой двери офиса меня окликнули двое пожилых мужчин. «Вы тоже за призами? Вот хорошо. Теперь нам не будет так страшно», – шутили они. Через минуту вышла сотрудница и повела нас за собой по узкой лестнице в помещение цокольного этажа, на стенах которого были развешаны шерстяные кофты и жилеты, а в середине стояли столы, за которыми уже восседало трое посетителей. Организаторы выдали нам для заполнения такие же бланки купонов, что предлагали и дети на улице. «Странно, не ради же вторых экземпляров фирма названивала целую неделю?» – переглянулись приглашенные. Ясность внесла менеджер Инна, пухленькая женщина лет 35, которая собрала купоны и объявила: «В розыгрыше призов могут принять участие только те, кто прослушает информацию об основном товаре фирмы – шерстяных изделиях». Поскольку практически все потенциальные участники лотереи были пенсионного возраста и временем располагали, презентация началась.

Раздача карт
Самая изощренная ложь – эта правда, умело перемешанная с ложью. Когда человеку в течение десяти минут театрально поставленным голосом, пафосно объясняют избитые истины, он расслабляется, выключает критические анализаторы, и наступает звездный миг менеджера, в который тот должен успеть «скормить наживку» – ложную информацию о товаре. Так, небольшими порциями, вперемешку с общеизвестными сведениями о преимуществах натуральных волокон перед синтетическими, о большой роли сна в жизни человека, о лечебных свойствах шерсти, о поясах, используемых при радикулите, менеджер поведала нам способ избавления от болезней суставов – просто надо спать на шерстяной постели! И без постельного белья, иначе лечебный эффект пропадет! В предлагаемый комплект входили наматрасник, одеяло и подушка, чудесные свойства которых одним врачеванием не исчерпывались. Вещи оказались практически не пачкающимися! Весь уход за ними состоял в том, чтобы раз в три месяца простирнуть их в теплой воде с шампунем и раз в месяц пройтись по поверхности губкой, смоченной в специальном средстве, содержащем ланолин, которое продается здесь же и стоит дорого (но посчитайте, сколько стирального порошка вы сэкономите!).
Завораживающий голос менеджера заставлял забыть, что все носят шерстяную одежду и стирают ее почему-то значительно чаще. Закончить повествование о постельном комплекте представительница фирмы решила козырной картой.
– К одной нашей покупательнице, – поведала она голосом, которым дети рассказывают страшные истории, – однажды залез вор. Обнаружив хозяйку квартиры в постели, он решил избавиться от нежелательной свидетельницы – накинул на голову подушку и выждал какое-то время, чтобы женщина задохнулась. Но вор не учел, что сквозь подушку из шерсти можно дышать!
И, взяв образец изделия, менеджер стала демонстрировать удушение на участниках розыгрыша. «Ну что, дышите?! Дышите?!», – победоносно восклицала она.

Выигрыш
На презентацию всего товарного ассортимента фирмы ушло полтора часа. После этого перегруженным информацией приглашенным предложили купить хотя бы одно изделие, поскольку (оказывается!) только это даст им шанс выиграть в розыгрыше. Люди пришли без денег, ведь их приглашали всего лишь заполнить купон. Не беда! У смекалистых организаторов наготове была еще одна услуга – кредит, который нужно оформить прямо сейчас, поскольку с завтрашнего дня вещи подорожают на 30%. А цены и так заоблачные. Например, за комплект, состоящий из одеяла, наматрасника и подушки, запросили 58 тысяч рублей. «Разве ваше здоровье столько не стоит?»

Что делать жертве?
Первое, что надо делать, – не вестись на слишком выгодные предложения, поступающие от незнакомых лиц. Не случайно мошенников считают элитой преступного мира. Они обладают высоким интеллектом и хорошими познаниями в психологии. Согласитесь, суметь так сфальсифицировать предмет сделки, чтобы потерпевший с радостью расстался со своими деньгами, дано не каждому.
...После презентации пенсионерка вернулась домой с чудо-комплектом и кредитным договором. На следующий день после обхода курских магазинов она поняла, что за пять-семь тысяч могла бы иметь те же постельные принадлежности из самой ценной шерсти – мериноса, с единственной разницей – они в тканевом чехле. Дочь нашла в интернете аналогичный наматрасник той же фирмы. Его розничная цена – четыре тысячи. Писать об их реакции излишне, да и слов таких в журналистском словаре не найдется.
В чем расчет ловких продавцов? Расторгнуть сделку на основании Закона «О защите прав потребителей» или привлечь их к уголовной ответственности за мошенничество проблематично. Товары качественные. Цену в современных рыночных условиях продавец может заявить любую. Вся информация о чудесных свойствах изделий давалась устно. Покупатель не сможет доказать в суде, что ложь вообще имела место быть. Пенсионеры легко внушаемы и доверчивы. Кто из них догадается взять номера телефонов других приглашенных, чтобы потом попросить их выступить свидетелями?
…Во время подготовки статьи выяснилось, что куряне становились счастливыми обладателями шерстяных чудо-вещей и год назад. Значит, этот бизнес — не однодневка. Будьте бдительны!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...