Сначала экипировка, потом мотоцикл!
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сначала экипировка, потом мотоцикл!


Рустам Кулиев – человек в Курске известный. Профессиональный мотогонщик, тренер по мотокроссу, обладатель единственной в городе вилли-машины и основатель школы мотоциклетного мастерства.    
– Рустам, в каком возрасте ты впервые сел на мотоцикл?
– В 6 лет – я занимаюсь мотоциклетным спортом уже 32 года. Мой отец – Олег Рустамович  Кулиев – заслуженный тренер по мотоспорту, сейчас его уже нет в живых, к сожалению.
Я вырос в этом спорте. Ездил по всей стране, участвовал в разноранговых соревнованиях не только по  мотокроссу, но и в кольцевых мотогонках, и в спидвее, и в эндуро. Мотоспорт знаю со всех сторон, можно сказать, и с изнанки тоже. Сам я закончил гонять четыре года назад после серьезной травмы, теперь вожу детей на чемпионаты России. Занимаюсь тренерской работой с 2001 года.
Получилось это случайно. Меня попросили потренировать мальчика, ему тогда было 13 лет. Он и стал моим первым учеником. Потом на меня вышел Олег Колокольчиков с просьбой потренировать его в мотокроссе. Мы с ним очень подружились, а затем возникла идея организовать секцию мотокросса. Нашли помещение на Северо-западе (Сергеева, 17), привели его в порядок, Олег помог найти деньги на первый мотоцикл, и с 2008 года клуб открылся официально – я там работаю тренером сборной области по мотокроссу.
Теперь у нас есть автобус, на котором мы возим детей на соревнования, глава администрации города Николай Овчаров нас поддерживает. Дети идут. Но, конечно, спорт очень специфический и дорогостоящий.
– И опасный…
– С нынешней защитой не такой уж и опасный, сейчас уже столько всего придумано, экипировка минимизирует травмы, по крайней мере, для начинающих. Это не так, как раньше, когда на занятия приходили в кроссовках или кирзовых сапогах. Нынешняя экипировка защищает как положено, единственный минус – она дорогая.
В этом году в секцию пришли заниматься 12 человек, мальчишки 12-13 лет. К слову, начинать надо именно в этом возрасте, дальше будет сложнее. Можно, конечно, и с 4 лет, но я как тренер в этом смысла не вижу, поскольку дети в таком возрасте пока еще мало что понимают. Можно катать их, но это не тренировки, а просто развлечение.
– А как надо учить, чтобы «покатушки» переросли в спорт?
– Во-первых, надо понять ребенка – есть ли у него тяга к этому виду спорта? А то бывает, родители хотят, чтобы сын занимался, а сам он не хочет. Это тяжело физически, нагрузки большие, надо тренироваться все время – не просто в спортзал ходить, а делать конкретные упражнения, которые подходят именно для мотоспорта. Эти занятия должны проходить круглый год, а не только в сезон – не каждый ребенок так сможет.
В 2008 году к нам пришел заниматься 13-летний мальчик, способный, но совсем неспортивный. Мы с ним всю зиму бегали по КЗТЗ и Клыкова – сначала один круг, потом – два и так далее. И он за три года набрал форму! Конечно, не всем дано стать чемпионами, но основной смысл нашей работы в том, чтобы дети не стали пьяницами, наркоманами, чтобы их не забрала улица. Чтобы голова работала и руки: могли, например, самостоятельно колесо накачать…  
– Мотоспорт ведь развивает не только мускулатуру, но и характер...
– Конечно. Тот парень, про которого я рассказывал, когда пришел – сдачи дать не мог, здесь научился. Ведь борьба подчас бывает очень жесткая – мотоспорт диктует свои правила, бывают тяжелые условия –  и погодные, и физические. Все это воспитывает дух и закаляет характер.
–  Зачем детям посещать школу мотоциклетного мастерства?
– Меня всегда приводило в ужас то, как наши дети бьются на скутерах и мопедах. Причем они садятся за руль вообще без каких-либо знаний, умений – выезжают на эту дорогу, где на машине ехать страшно, а на мотоцикле-то… У меня всегда было огромное желание передать опыт, научить ездить грамотно и безопасно, понимать, что с мотоциклом происходит. Ведь зачастую бывает такое, что мотоциклист падает и попадает под колеса машин, а падает потому, что не умеет управлять мотоциклом. Поэтому и возникла мысль о мотошколе, я ее долго лелеял, но не было ни возможности, ни места  для ее реализации…
В прошлом году я узнал, что на картодроме строят спортивный комплекс с гаражом, мечта потихоньку начала воплощаться в жизнь. Сначала арендовал здесь гараж – спасибо Оксане Морозовой, директору школы картинга, что пошла навстречу. Потом приобрел мотоциклы для обучения – Хонду СВ 400-кубовую и Ямаху 125 кубов. Работать начал с апреля и, в принципе, результатами пока доволен. Люди интересуются, но приходится доказывать, что нужно учиться  ездить на мотоцикле, а не просто купить его и гнать со скоростью 200 км в час. Мотоцикл – это снаряд, если он выстреливает, ты можешь его остановить, а можешь и не остановить. Много приходит девушек учиться, они как-то более разумно подходят к вопросу. Ребята, в основном, приходят с амбициями, им кажется, что они все умеют. Не хотят учиться, а хотят сразу в бой.
– А надо учиться?
– Обязательно, необходимо понимать, что происходит с мотоциклом, в каких ситуациях как он себя ведет, хотя бы какой-то теоретический курс получить. Не просто узнать, что такое, скажем, «контрруление», надо понимать сам процесс. Я в свое время прочитал много технической литературы, знаю действующих спортсменов, которые организовали такие же школы в других городах России. Поддерживаю с ними связь, советуюсь.
К сожалению, программа обучения на права по категории А в автошколах настолько минимальна,  что я бы вообще не выпускал их обладателей на дорогу. После курсов, позволяющих всего-навсего научиться трогаться с места, делать «восьмерку» и «змейку», выезжать в город, на мой взгляд, самоубийство… Есть, конечно, люди способные, которым достаточно проехать два раза и научиться. Испытывать судьбу не надо, лучше прийти и поработать над собой.
– Есть какие-то приемы, с помощью которых можно избежать столкновения?
– Разработана учебная программа – точнее, мы адаптировали спортивную программу для обыкновенных людей. Постепенно переходим от умения держать равновесие на мотоцикле к исполнению сложных фигур – не спортивных, а именно тех, которые бывают необходимы на дорогах. Если человек один раз это сделает, то в подсознании это останется, в случае необходимости он воспользуется нужным приемом.
– Бороться со страхом приходится?
– Любому человеку свойственно бояться – мы так запрограммированы. Когда мы  осваиваем езду от простого к сложному, страх потихоньку преодолевается. Мотоциклы у нас специально подобраны таким образом, что на них может ездить любой начинающий, без спортивных навыков…
– Говорят, если человек не умеет кататься на велосипеде, то и на мотоцикле не сможет ездить?
– Абсолютная неправда. Другое дело, что есть категория людей, которые не могут перебороть себя и просто попробовать сесть на мотоцикл: велосипед здесь ни при чем, и  равновесие тоже. Как говорят: в цирке и медведя учат на мотоцикле ездить… Ничего сложного здесь нет, просто нужна практика – тренировки и правильный подход. Нужно правильно объяснить – не ругаться, не кричать. Просто сказать – вот тебе мотоцикл, садись и езжай! – недостаточно. Надо объяснить, показать, рассказать.
В нашей школе есть специальная экипировка, чтобы люди не травмировались. Инструктор и ученик общаются по  устройствам связи, что облегчает обучение: можно переговариваться в любой момент.
– Что, кроме шлема, нужно мотоциклисту на дороге?
– Обязательно должны быть хотя бы кожаная куртка, шоссейные мотоботы с защитой щиколоток, перчатки с жесткими вставками…
– Это всепогодная атрибутика или на лето можно как-то полегче?
– Я бы не советовал облегчаться – те, кто знает не понаслышке, что такое дорога, облачаются по полной. А кто ездит за рулем мотоцикла в шортах, видимо, не понимает, чем это может закончиться... Поскольку сам падал много раз, заявляю со всей серьезностью – это больно и неприятно.
– На чем ты сам передвигаешься по городу?
– Только на машине. Лет двадцать назад я попал в серьезную аварию на мотоцикле и после этого понял, что неоправданный риск не нужен. Я могу проехать на мотоцикле, если пробки и нужно срочно куда-то добраться.
– Рустам, расскажи, что такое вилли-машина и для чего она?
– Вилли-машиной я заразился параллельно с открытием школы. Это тренажер для обучения езде на заднем колесе. Ее я хотел сделать сам. Нашел людей в Москве, у которых такая машина уже была, выкупил чертежи, сварил копию. Очень помогает при обучении, так как среди мотоциклистов много желающих «встать на козла»,  или, как говорится, «покозлить». Чтобы избежать падений, ненужных переломов, начинающие могут потренироваться на вили-машине, понять, что происходит с мотоциклом, где у него «точка невозврата» и нужно ли им это вообще. Другое дело, когда ты уже научился балансировать на этом тренажере при помощи тормозов и газа, тогда уже можешь перейти к выполнению фигур на мотоцикле. Люди и приходят, пробуют. Техника безопасная, я доволен тем, что сделал ее сам – правда, это заняло у меня всю зиму, закончил только в феврале.
– Мотоцикл при нынешней загруженности дорог – самый мобильный транспорт.  Какие советы ты бы дал тем, кто уже за рулем или только собирается его осваивать?
– Покупайте сначала экипировку, потом – мотоцикл. Приходите учиться, и лишь после этого выезжайте на дорогу…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...