Игорь ПРИПАЧКИН: О мечтах и реалиях
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Игорь ПРИПАЧКИН: О мечтах и реалиях


В этом году Курская государственная картинная галерея имени Дейнеки отмечает 80-летний юбилей, и полвека исполняется ее главной, несбыточной и нестареющей мечте.    
Кто сможет рассказать об этом лучше, чем директор галереи Игорь Припачкин? Однако сначала о нем самом.
– Игорь Александрович, вы – кандидат исторических наук, с 2012 года заслуженный работник культуры РФ. Как случилось, что не пошли по военной стезе отца, а выбрали, скажем так, не совсем мужскую профессию – музееведение?
– Мой папа – военный инженер, а мама – выпускница художественно-графического училища, поэтому в доме имелись книги по искусству, семья нередко бывала в музеях и картинных галереях Курска, Москвы, Ленинграда и других городов.
Не знаю, как другим детям, но мне никогда не было скучно рассматривать картины. И если в детсадовском возрасте я строил далеко идущие планы занять пост министра обороны, то к 20 годам решил, что музейная деятельность – очень даже подходящее занятие для интеллектуально развитого юноши (смеется). Устроился на работу в галерею имени Дейнеки младшим научным сотрудником. Проводил экскурсии, дежурил в изовагоне поезда «Курский комсомолец», ездил в колхоз убирать урожай.
В те времена меня пьянило ощущение свободы и наивно казалось, что высшее образование необязательно. Не без давления со стороны коллег и не без настояния семьи я поступил в Санкт-Петербургский институт культуры (ныне академия), где обучался музееведению. О бывших преподавателях не могу вспоминать без восторга – настоящие до мозга костей: история, культура, искусство были кислородом, которым они дышали.
– В скором времени и вы перешли на этот «кислород» и поступили в аспирантуру...
– Работая в галерее, я что-то писал, и мои исследования о борисовских иконописцах легли в основу кандидатской диссертации. Борисовка сейчас – районный центр в Белгородской области, а до революции она была слободой в черте Курской губернии. Работы борисовских иконописцев до сих пор можно встретить в наших церквях. Это далекие от канонического письма  и недорогие иконы, так называемые «подокладницы» в фольговом уборе и в киоте. Их писали в большом количестве преимущественно для крестьян.
Поначалу я не испытывал к творениям борисовцев особого пиетета, но когда стал углубляться, увидел людские судьбы, стоящие за ними, и очень увлекся. После защиты диссертации вышла книга «Иконописание слободы Борисовки».
– Кроме всего прочего вы уже 23 года преподаете в Курской духовной семинарии. Сами-то – верующий человек? Каким был ваш путь к Богу?
– Накануне 1988 года, в преддверии тысячелетия крещения Руси, вышло огромное количество атеистической литературы. И если в середине восьмидесятых годов я эпизодически бывал в храмах, то на этой волне стал ходить постоянно. Было ли это протестом, болью – не знаю, но я остро переживал давление на церковь и хотел быть на ее стороне.
Путь к православию был трудным. Ведь есть и другие интересные религии. На мой выбор повлияло внезапно пришедшее понимание того, что я – одно из звеньев рода Припачкиных и рода Лоскутовых, соответственно отцовской и материнской линий. Все мои предки были с православными крестами, и я не дерзнул нарушить эту традицию. А затем уже открылись глубины церкви, ее духовная, вещественная и интеллектуальная красота.
В христианстве я нашел ответ на вопрос о смысле и содержании жизни. У людей случаются кризисы, которые характеризуются ощущением пустоты, и я не  исключение. Вера наполняет жизнь осмысленностью. Вера – посох, который позволяет человеку занимать вертикальное положение. Если этот посох убрать, человек падает на четвереньки.
– Какие проблемы, касающиеся деятельности галереи, вы сегодня решаете?
– Основная проблема, из которой вытекают все остальные, – недопустимо маленькая площадь. В наших фондах имеются произведения искусства мирового уровня, общее количество экспонатов достигло десяти тысяч, и на все это – двухэтажная пристройка к жилому дому с площадью выставочных залов около 300 кв. м. В галерее нет постоянной экспозиции, поскольку в этом случае более 90% коллекции не покидало бы запасников. Делая тематические выставки, мы периодически меняем произведения в залах и тем самым знакомим зрителей со всем богатством галереи.
Масса неудобств связана с тем, что галерея и ее запасники находятся в разных частях города. Кроме того, по современным требованиям для хранения произведений искусства необходим искусственный климат с постоянной температурой и влажностью воздуха. Мы такой возможности не имеем. Хотя, надо сказать, инкубаторное состояние – это не только плюсы. В случае отключения электроэнергии и остановки работы кондиционеров, например, картины могут отреагировать самым неожиданным образом.
Проблемы курской галереи не уникальные. Значительные объемы запасников накоплены во многих музеях, но в отношении Эрмитажа, Третьяковской галереи, Пушкинского музея решения имеются - для них строят новые помещения. На нужды же курян иногда звучат откровения совершенно неожиданные. «Кому галерея нужна? На что выделять финансирование? Почему именно в центре города строить новое здание?» А где его прикажете ставить – за объездной дорогой?!
История строительства нового здания для галереи имени Дейнеки длится уже около полувека. Одно время был даже выполнен нулевой цикл здания, вырыт котлован между улицами Кирова и Садовой, но фортуна переменилась, и работы остановили. В настоящее время примерно на этом месте стоит торгово-развлекательный центр «Пушкинский».
Сейчас нас поддержали на всех уровнях власти, многое сделано: выделили участок под строительство на «полугоре» на улице Дзержинского, шли согласования по софинансированию работ, но неожиданно изменилась экономическая ситуация – в стране кризис. Так что, новое здание галереи – с разноцветными залами, видеопроекциями, концертами, диспутами, с почтенной публикой и юношеским задором – вновь только мечта.
– Несмотря на тесноту, какие планы вы строите на будущее?
– Сейчас у нас проходит выставка, приуроченная к 70-летию Великой Победы. Кроме значимых экспонатов из Москвы, Тулы и нашей галереи, мы предлагаем посетителям специальные видео- и фотомонтажи. Представлен в экспозиции и новый необычный буклет - результат творческого осмысления молодым поколением Великой Победы. Авторам – от 19 до 30 лет.
Осенью приятным сюрпризом для курян станет знакомство с работами известной художницы Нателлы Тоидзе.
Галерея периодически предоставляет свое выставочное пространство и курским художникам. В прошлом году у нас проходила групповая выставка «Преломление», на этот запланирована персональная выставка Юрия Глюдзы.
Не так давно в Медвенке завершилась реэкспозиция дома-музея Ефима Михайловича Чепцова. В результате это довольно трогательное место буквально преобразилось, стало выглядеть и звучать абсолютно по-новому. Осталось оборудовать там еще один зал, полагаю, в начале лета мы это сделаем.
Так что галерея стремится быть интересной для зрителей, и я рад возможности еще раз заверить в этом читателей газеты.
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...