Борис Петрович из Курска
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Борис Петрович из Курска


«Меток его огонь. Велика его слава» – так писала фронтовая газета о герое Великой Отечественной войны, бронепоезде «БП №14(2)», прозванном в народе Борисом Петровичем...    
На стыке зимы и весны 1942-го года в составе редакций красноармейских газет прибыл на фронт известный советский поэт старший батальонный комиссар Александр Безыменский.
Он побывал во многих частях 40-й армии, которая держала оборону восточнее Щигров. Александр Ильич плодотворно поработал в поездке.
Он опубликовал много статей и зарисовок, стихотворений о бойцах 13-й гвардейской дивизии полковника Александра Родимцева, 62-й стрелковой дивизии полковника Павла Навроцкого. Вместе с композитором Виктором Белым написали марш бойцов 62-й Старооскольской дивизии. После встречи на станции Мармыжи с экипажем бронепоезда №14(2) 62-го отдельного дивизиона бронепоездов в газете «Красная звезда» была опубликована статья Безыменского «Борис Петрович из Курска».
Спустя семьдесят с лишним лет с волнением читаю эти строки Безыменского: «Мощен его огонь. Но огонь направляют люди. Руководят боем люди. Сердце бронепоезда зажигают люди. И самое прекрасное, что есть на бронепоезде, – это люди... И называют его человеческим именем, а не бесстрастными буквами БП и номер такой-то, а тепло и почтительно как уважаемого друга – «Борис Петрович».
Бронепоезд № 14(2) был построен рабочими Западного паровозного депо Курска в трудные дни октября сорок первого. Орел уже оккупирован, фашисты подходили к нашему городу. За рекордно короткий срок котельщики, сварщики, арматурщики депо покрыли броневыми листами паровоз Ов-6707. В ремонтных цехах вагонного участка были оборудованы две бронеплощадки.
15 октября в депо прибыла группа командиров-артиллеристов 13-й армии. Были установлены 76-миллиметровые орудия. Восемь танковых и столько же станковых пулеметов «максим». В течение трех дней был сформирован боевой экипаж – около 70 человек. Двенадцать курских железнодорожников – машинисты, помощники, кочегары ушли добровольцами на фронт.
25 октября 1941 года бронепоезд был передан в состав 13-й армии.
«Рабочие Курского депо с гордостью оглядывали творение рук своих. Движущаяся крепость грозно поблескивала дулами орудий и пулеметными стволами. Не было торжественных речей. Паровозный гудок заменил приветствия. Двинулась вперед громадина бронепоезда, и уже через полчаса прогремел в сторону врага боевой залп. Слушая этот могучий голос, рабочие переглянулись. И один из них тихо сказал, выражая общую мысль: «Наш земляк, курянин», – писал Безыменский.
Осенью и зимой сорок третьего бронепоезд уже участвовал в жестоких боях в районе станций Отрешково, Охочевка, Щигры, Черемисиново, на Елецком направлении.
Бывший командир 2-й гвардейской дивизии генерал-майор в отставке Андриан Акименко после отмечал, что дивизия была сильно ослаблена в непрерывных боях. Осенняя распутица тормозила маневренность артиллерии. «Для нас бронепоезда были единственной огневой поддержкой. Благодаря им мы держались на железной дороге».
Александр Безыменский дал высокую оценку командиру и комиссару бронепоезда : «У головного орудия командир, старший лейтенант В.М. Морозов – он научный работник. Еще недавно закончил физический факультет МГУ, изучал свойства тумана, изобретал прибор, позволяющий видеть на большие дистанции во мгле. А сегодня он в любую мглу точно и сурово обрушивает на врага огневые залпы. Всегда на посту и комиссар бронепоезда ст. политрук Бродкин, опытный работник и великой смелости человек».
Подполковник Владимир Морозов прошел по дорогам войны с июля 41-го по май 1945 года и закончил боевой путь командиром 31-го особого Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов. После войны вернулся к любимой работе. Он кандидат физико-математических наук. Много раз бывал в Курске на встрече с однополчанами. Комиссар бронепоезда Бродкин тоже прошел военными дорогами до победного 1945-го. После войны работал в народном хозяйстве Белоруссии.
А вот как Безыменский отметил наших земляков: «Машинист Кузьма Воробьев – мастер своего дела, бронепоездной богатырь. Сколько раз он чинил под огнем тендер, затыкая отверстия конусными металлическими бородками. И помогала ему Мария Стефановна Козьменькова, помощник машиниста, героическая женщина, вызывающая восхищение всего экипажа. Во всех самых трудных боях, дежурила она и завоевала славу замечательного бойца».
21 ноября 41-го года фашисты перешли в наступление на подразделение 307-й стрелковой дивизии, оборонявшейся у станции Шатилово. Морозов и связист Петр Цветков находились на наблюдательном пункте — они видели, как на заснеженном поле показались немцы. Выбор удобного момента для решительного рейда бронепоезда был связан с большим риском. Подставить боевую машину под ураганный огонь на перегоне – означало сорвать операцию. Но допустить фашистов, обладающих значительным численным и огневым перевесом, тоже было нельзя.
Бронепоезд медленно выдвинулся из засады. Железнодорожники-пулеметчики Александр Грицаев, Василий Сергеев, Иван Ховалкин приготовились к бою. Впереди разорвалось несколько мин. Черной землей засыпало рельсы. Без разведки двигаться невозможно – вдруг повреждены рельсы. С платформы спрыгнул боец и решительно пошел по шпалам вперед. Это был бесстрашный командир орудия Андрей Глушанков. Рядом рвутся мины, а он даже не пригибается. Андрей проверил каждый стык и подал сигнал – можно двигаться.
Закипел бой. Наступление немцев захлебнулось. Преследуя врага, бронепоезд попал в зону интенсивного обстрела. Главный путеец Михаил Сергеев принялся забивать в разрывы рельсов дубовые бруски. Глухой удар под паровозом, будку машиниста заволокло дымом... Машинист Кузьма Воробьев увидел, как из тендера струями полилась вода. Резкая остановка – перебило воздушную тормозную магистраль. Иван Ховалкин, спрыгнув с площадки, пополз вдоль состава, отпуская рычажки тормозов. За ним тянулся кровавый след. Ивана ранило в обе ноги. Но благодаря его мужеству бронепоезд приобрел возможность маневра. Фашисты вели бешеный огонь, пытаясь поймать бронепоезд в «вилку». Машинист отчаянно маневрировал, рывками двигая бронепоезд по перегону. Осколками повредило левую паровую машину. Поврежденный паровоз только по инерции продолжал движение. Гулкий зловещий удар под колесами первой площадки. Ее подбросило, но Кузьма Воробьев сумел провести состав по разрушенному участку. Под прикрытием леса бронепоезд остановился.
Из-под листа брони вылезла мокрая и обледеневшая помощник машиниста Мария Козьменкова. Две пары мужских рук подняли Марию в паровозную будку. Отогревшись, Мария рассказала, что заметила повреждение одного инжектора, подававшего воду из тендера в котел. Она закрыла в будке тендерный водозапорный клапан, зацепившись ногами за подножку паровоза, повернула водоприемный рукав, сорванный с гайки разрывом мины. Благодаря ее отваге вода в тендере была сохранена.
Это лишь один бой. А сколько их было! 31 мая сорок второго года приказом командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Голикова машинист Кузьма Воробьев был награжден медалью «За отвагу». Помощники машиниста Мария Козьменкова и Нина Горбачева 10 мая сорок второго получили знаки «Почетный железнодорожник» в Москве из рук наркома путей сообщения Андрея Хрулева. Боевых подруг Козьменкову и Горбачеву пригласили на Второй Всесоюзный  митинг женщин – участниц войны. Он проходил в Колонном зале Дома Союзов.
Козьменковой предоставили слово: «Коллектив нашего депо своими силами построил бронепоезд. Нам с Ниной рабочие депо доверили работать помощниками машиниста. Вот уже седьмой месяц наша стальная крепость непрерывно громит фашистскую армию. Коллектив узла дал нам наказ – бесстрашно, не щадя жизни, громить и уничтожать фашистов и вернуться только с победой. Скоро мы снова будем на родном бронепоезде. Клянемся вам, что не покинем его до тех пор, пока не будут уничтожены все до одного гитлеровские разбойники, пока не очистим родную землю от фашистской нечисти».
26 августа 1942 года Марии Козьменковой и Нине Горбачевой вручили орден Трудового Красного Знамени. Почти сорок пять лет до ухода на пенсию трудились на железной дороге Мария Смирнова (Козьменкова) и Нина Непогодина (Горбачева).
В экипаже бронепоезда сражался и шестнадцатилетний паренек Семен Кузнецов. О нем Безыменский писал: «По-снайперски меток Кузнецов, великолепно владеющий трофейным спаренным пулеметом МГ-34, захваченным в бою». Семен был награжден медалью «За отвагу». Рядовой Семен Кузнецов погиб 2 июля на станции Избище при отражении атаки вражеских самолетов. В последнем бою Семен сбил пикирующий немецкий бомбардировщик, но пилот второго самолета расстрелял Кузнецова, находящегося на открытой площадке.
В заключение очерка «Борис Петрович из Курска» Безыменский писал: «Из боя в бой движется громадина бронепоезда. Из месяца в месяц растет счет разбитых им вражеских дзотов и огневых точек, число сбитых самолетов, истребленных немцев и взятых трофеев. Меток его огонь. Велика его слава. Ярко сияют ордена Красной Звезды на груди командира и комиссара бронепоезда. Когда гремят его орудия, любовно и восторженно произносят тысячи людей: «Это Борис Петрович из Курска».
Александр МАНЖОСОВ,
кандидат  медицинских  и  исторических наук.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...