Экранное приношение Свиридову
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Экранное приношение Свиридову


Нынешний год особый: он проходит под знаком 100-летия нашего земляка – великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. И достойным приношением ему стал показ фильма Николая Ряполова, снятого 10 лет назад.    
Он успешно демонстрируется в муниципальных кинозалах Курска и области, продолжая трогать сердца многих и многих курян, вновь прикоснувшихся благодаря экрану к судьбе великого Художника и Гражданина.
В декабре 2005 года в Курске завершались праздничные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения  Георгия Свиридова. Самыми яркими событиями тогда стали выступление хора и симфонического оркестра Государственной Академической капеллы Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко, концерты лауреатов II Всероссийского конкурса вокальной музыки им. Г.В.Свиридова, а также открытие в сентябре в центре Курска первого в России памятника национальному гению и создание в Фатеже, в доме, где родился Георгий Васильевич, музея с уникальными экспонатами: фотографиями, письмами, нотами, афишами, книгами, личными вещами, роялем, на котором учился играть будущий композитор.
Достойным финалом юбилейных мероприятий стала премьера фильма известного режиссера-документалиста, главного редактора и художественного руководителя киностудии «Отечество», лауреата премии имени А. Довженко и международного кинофестиваля «Золотой витязь» Николая Ряполова «Музыка и душа. Георгий Свиридов: избранные произведения и изречения». Показ ленты, которую ее автор успел завершить за несколько дней до премьеры и привез в Курск, буквально сняв с монтажного стола, состоялся в Доме знаний и был с огромной благодарностью принят зрителями. На премьере присутствовали племянник композитора Василий Белоненко, редактор уникальной книги свиридовских дневников «Музыка как судьба» Людмила Барыкина, а также писатель, журналист, композитор, автор и ведущий музыкальных программ на «Радио России» Алексей Вульфов, хорошо знавший Георгия Васильевича и выпустивший за год до этого книгу личных воспоминаний о нем «Теперь лишь вспоминать». Они высоко оценили картину.
Николай Ряполов был растроган до слез эмоциональной зрительской реакцией и говорил о том, что и его судьба так или иначе связана с родной землей Свиридова. И дело не только в том, что родился он в Борисовском районе Белгородской области, который до войны входил в состав Курской, а в том, что немало его документальных фильмов посвящено курской земле и знаменитым курянам. Среди них «Тимоня» – о курских фольклорных коллективах; «Непокоренная Россия»,  посвященная Курской битве и работе нашего знаменитого земляка скульптора Вячеслава Клыкова над мемориальной Звонницей в Прохоровке; «Вот вспыхнуло утро» – о самобытном кшенском художнике, крестьянине и философе Петре Романовиче Сырцове; «Мой родной жаворонок» – о творчестве и драматической судьбе Надежды Васильевны Плевицкой…
В основу полуторачасового документально-поэтического фильма «Музыка и душа» была положена книга Г.В. Свиридова «Музыка как судьба». Николай Ряполов, лично знавший Георгия Васильевича, много лет вынашивал замысел своего кинофильма – поведать не только о великом композиторе, но и представить зрителям не менее значительного мыслителя и христианина. Вот почему его работа представляет собой соединение двух, казалось бы, несоединимых начал: музыки и мысли.
В сентябре 2005-го, в одну из наших встреч в Москве, Николай Филиппович подарил мне авторский экземпляр творческой заявки на создание картины. В ней, среди прочего, были и такие замечательные слова, многое объясняющие в замысле фильма: «Музыка Свиридова – и светская, и духовная – рождает в душах людей надежду, стремление к очищению и красоте. В ней есть все: скорби, боли, муки и трагедии русского народа в роковом XX столетии, прорывы и радости России, взлеты и озарения русской души. Эта музыка напоена соками родной земли, в ней – аромат и краски русских просторов, в ней – душа русского народа, жаждущая добра, справедливости, правды и Божией милости… В предлагаемом проекте основой драматургического решения литературного сценария должно стать сопоставление произведений композитора с его собственными размышлениями, суждениями, которые Свиридов оставил в своих «Записях разных мыслей», т.е. Слово истины творца выходит на первый план, возвышая и объясняя творчество музыкальное».
К юбилею Свиридова работа над фильмом была завершена. Каждая из шести серий, а по сути – тематически законченная, самостоятельная кинематографическая миниатюра включала несколько полностью звучащих вокальных произведений композитора (на стихи Пушкина, Блока, Есенина, Пастернака, а также из кантаты «Курские песни» и цикла «Песнопения и молитвы»), пронизанных и соединенных своеобразным стержнем духовной биографии и обрамленных размышлениями Георгия Васильевича о жизни и смерти, о православной вере и нравственных законах, о Родине и народе, о русском искусстве и задачах, которые обязан ставить перед собой национальный художник.
Николаю Ряполову удалось ювелирно точно отобрать фрагменты из книги Свиридова, запечатлевшие мысли, впечатления, размышления, острые и глубокие философские и литературно-публицистические записи и заметки Мастера, приоткрывающие дверь в потаенную жизнь его души и ума. Кстати, эта книга, выпущенная в 2002 году издательством «Молодая гвардия» тиражом 5 тысяч экземпляров, к тому времени стала уже библиографической редкостью.
В фильм были включены также съемки Свиридова у него дома, на репетициях и прогулках, его воспоминания о Фатеже и Курске, о нелегком детстве и трагедии Гражданской войны, отнявшей у него отца, о своей учебе и обретении призвания, о красоте родной земли, подвигнувшей его «воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться» (эти замечательные свиридовские слова мы можем прочитать на постаменте памятника в Курске).
Главное достоинство ленты состоит в том, что автору удалось найти удивительно точное визуальное соответствие каждому слову, каждой мысли, звучащей из уст Свиридова или прочитанной за кадром актером Никитой Астаховым, выстроить на экране яркий эмоциональный образ, который не просто иллюстрирует музыку, но вдохновенно подхватывает и укрупняет ее изобразительными средствами. Это и поэтические пейзажные зарисовки, и старая хроника, и кадры крестьянского быта, и фрагменты из классических советских фильмов, и близкие нашему сердцу и чувству произведения русских художников, и фотографии Свиридова разных лет, и съемки в родных местах композитора, в знаменитой Коренной пустыни и ее окрестностях, а также свидетельства нашей сегодняшней, порой суетной и не слишком духовной жизни. Богатейший, многосоставный иллюстративно-изобразительный мир не становится лишь необходимым фоном, но благодаря мастерству и тонкому монтажному чутью режиссера гармонично заполняет пространство кадра, выстраиваясь по высоким и строгим правилам свиридовского творчества. И кажется, что именно неподвижно парящий в вышине орел, органично включенный Николаем Ряполовым в изобразительный ряд, может быть равновелик звучащей с экрана могучей «Патетической оратории»… И таких совпадений и открытий в фильме «Музыка и душа» немало. В результате рождается мощное, волнующее до слез, «явление народу» уникального свиридовского дара, его не познанного до конца музыкального наследия, его проникновенных, чрезвычайно важных и для нашего времени размышлений о судьбах и путях России…
Интересно отметить такой факт. Когда спустя год фильм был представлен на пленуме Союза писателей России, то по инициативе Валентина Распутина Николай Ряполов был принят в Союз писателей России как автор литературной основы замечательного духоподъемного кинопроизведения. Кроме того, в 2007 году картина «Музыка и душа» была удостоена премии «Имперская культура».
Увы, через четыре года после премьеры одной из лучших своих работ Николай Филиппович Ряполов ушел из жизни. Но его талантливый фильм жив и по-прежнему востребован зрителями.
Сергей МАЛЮТИН.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...