Валерий Рязанский: «Надо помогать тем регионам, которые что-то делают»…
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Валерий Рязанский представляет Курскую область в Совете Федерации с июня 2011 года и все эти годы возглавляет комитет по социальной политике. По долгу службы Рязанский довольно часто бывает в Курске – в том числе и на заседаниях областной Думы. В октябре он представил депутатам доклад о своей работе в качестве сенатора, по итогам которого и состоялся этот разговор.    
– Валерий Владимирович, у вас был очень содержательный доклад по работе в Совете Федерации. Но если говорить конкретно о Курской области, цифры для непосвященных прозвучали непонятные – 1 млрд рублей, 5 млрд рублей. Можно поподробнее об этом?
–  Я не назову это выступление докладом, потому что в принципе регламентной нормы, такой, как отчет члена Совета Федерации перед законодательным собранием, не существует.  Но, по большому счету, есть устная установка председателя Совета  Федерации Валентины Ивановны Матвиенко, да и здравый смысл подсказывает – раз я  представляю интересы Курской области, значит, обязан с определенной частотой  докладывать о том, что делает Совет Федерации, и какую позицию я там занимаю. И этот отчет неким образом является выверением  правильности той позиции, которую я занимаю. Если бы сегодня депутатский корпус Курской облдумы сказал мне, что я действую где-то неправильно, то  я должен был бы откорректировать свою позицию.
Что касается цифр, которые прозвучали. Для тех, кто владеет ситуацией, тема, в общем-то, понятна: 1 млрд, о котором шла речь, предназначен на строительство  областного онкодиспансера. В прошлом году удалось помочь курянам и в бюджете страны предусмотреть этот дополнительный миллиард на строительство  следующей очереди диспансера. Удалось также пригласить в Курск министра здравоохранения вместе с заместителем  и большой группой специалистов. Для чего? Для того, чтобы у Скворцовой была более жесткая позиция в  споре с федеральными финансовыми органами  – раз куряне сами строят, за свой счет, и речь идет о завершении строительства, то в первую очередь надо помогать тем регионам, которые что-то делают.
С вопросом о выделении финансирования обратился и  руководитель областного комитета по дорожному строительству Александр Полин, попросив о встрече с Олегом Валентиновичем Белозеровым, замминистра транспорта. Такая встреча была организована – речь идет о строительстве объездной дороги вокруг Курска. Ее задача – минимизировать транспортную нагрузку на город, и она имеет огромное значение. Поэтому, безусловно, мы будем помогать Курской области в реализации этого проекта. Тем более что сама область уже достаточно большой участок  дороги построила за счет собственного бюджета, не дожидаясь, когда государство обратит внимание на  реализацию своих обязательств. Вообще, в принципе, это государственная обязанность – строить вот такие объездные дороги, потому что они соединяют федеральные трассы.  Поэтому легко доказывать – раз вы сами работаете и раз из 5-миллиардной программы уже одолели почти половину, то, конечно, мы будем стараться вам помогать.  Это не значит, что деньги появятся прямо завтра, но такая конструктивная позиция в беседе с федеральными органами власти помогает решать проблемы региона.
Одна из таких касается консолидированной группы налогоплательщиков. Да, действительно, налог на прибыль от консолидированной группы налогоплательщиков, по мнению специалистов, является более справедливым. Он нивелирует проблему ценообразования внутри корпораций…
– Это о Михайловском ГОКе?
– И о нем в том числе. Что такое консолидированная группа налогоплательщиков? Допустим, внутри одной корпорации есть предприятие, работающее с прибылью, а у двух других, к примеру, прибыли нет, они работают в убыток. Общее слияние результатов деятельности минимизирует прибыль, с которой платятся налоги в бюджет. Кроме того, они могут уйти с одной территории на другую. К примеру, налоги на большие корпорации перетекают в Москву, где находятся их центральные офисы, – и справедливости ради надо сказать, что претензии регионов в данном случае обоснованны. Само производство со всеми его вредными факторами находится в регионе, а налог на прибыль платится в Москве. Поэтому мне очень легко в данном случае защищать Курскую область, поскольку все неудобства, связанные с работой МГОКа в Железногорске – я имею в виду экологию, выбросы, повышенную заболеваемость, необходимость откачивания воды (она  ушла на большую глубину, поэтому область имеет проблемы с грунтовой водой) и т.д. – налицо. Это факторы, которые имеют долгосрочное влияние, и здесь вопрос не только экономический. С одной стороны, «Металлоинвест» действует в полном соответствии с налоговым законодательством, с другой, есть морально-нравственная, если хотите, изнанка этого дела.
И в  этой связи мы предложили министерству финансов и руководству федеральных налоговых органов ответить на вопрос, каким образом должны поступить законодатели Курской области, чтобы решить эту проблему? Ведь компенсация налоговых потерь, которые возникнут у области в 2015 году, начнется ближе к концу 2016-го, и выпадающие доходы не позволят начать больших программ, реализующихся на принципах софинансирования. Если у области не будет денег, чтобы выполнить свою часть программы, то у нее не будет возможности включиться в систему софинансирования и получать средства  из федерального бюджета. То есть, в данном случае эти потери приводят к новым потерям.  Все это говорит о том, что, избравшись от территории, надо жить интересами этой территории и помогать всем тем, кто по долгу службы должен решать вопросы в Москве, двигаться по кабинетам.
– Как говорят в таких случаях, не потопаешь – не полопаешь?
– Такая жизнь. Ничего страшного в этом нет, надо ходить и доказывать, стучаться в двери, и они откроются...
–  Иногда приходится слышать от некоторых депутатов облдумы, что не работают предприятия, что область отстает по каким-то показателям... Объективности ради скажите, как Курская область выглядит из сенаторского кресла?
– Заметно добавила область, заметно… Был очень сложный период, 2009-2011 годы, когда действительно произошел серьезный спад промышленного производства, ушли некоторые собственники с территории. Справедливости ради надо отметить –  управлять собственниками предприятий сложно, а зачастую и невозможно, ведь они могут находиться не в Москве и даже не в России. Поэтому та легкость, с которой некоторые депутаты предъявляют претензии, как минимум, необъективна. В условиях рыночной экономики другие рычаги удерживают инвесторов, и другие рычаги, что называется, их выталкивают. И не всегда эти рычаги находятся в руках руководства области.
Сейчас Курская область по многим показателям вышла вперед. Особенно радует то, что за последние годы открыто 30 новых промышленных предприятий. Это говорит о динамике, о том, что область стала привлекательной для инвесторов с точки зрения налоговых возможностей и преференций, и достаточной сырьевой базы –  в случае, если это переработка сельхозпродукции. А об успехах селян лишний раз хочется напомнить, потому что село стало не «черной дырой», а двигателем экономики. И здесь Курская область, что называется, поймала этот ветер в паруса экономики  – те результаты, которые есть на сегодня в сельском хозяйстве, превысили достижения лучших лет в Советском Союзе. Так что вот на этих точках роста и надо сосредотачиваться.
– Не могу не спросить про санкции – не сдуют ли они наши паруса экономики?
– Санкции влияют на нее, не будем скрывать. Более того, некоторые негодяи пытаются воспользоваться под прикрытием санкций своими преимуществами монопольного положения на рынке. Но к любым негативным вещам нужно приспосабливаться  – страна большая, инерция огромная, все сделать по команде невозможно. Здесь определенное влияние должны оказывать региональные власти на местах. Я бы отметил еще, что огромное влияние находится в руках СМИ, в руках общественных организаций, которые обязаны контролировать и ход ценообразования, и не бояться поднимать эти вопросы  – ведь зачастую повышение цен на продукцию зависит от многих факторов. Поэтому надо разбираться в каждой конкретной ситуации  – кавалерийским наскоком такие дела не решишь. Надо спрашивать с производителей – пусть они обоснуют свое ценообразование. Что повлияло на себестоимость килограмма продукции, объективные причины или же желание получить лишние рубли за счет карманов рядовых покупателей… Для этого и существуют соответствующие контрольные органы и антимонопольное законодательство, здесь надо не стесняться применять власть.
– Вы недавно комментировали вопрос по поводу рецептурной продажи спиртовых настоек. Два года назад Курская облдума с таким предложением выходила на Госдуму и правительство. Нашла ли эта инициатива свое воплощение в законодательной базе?
– Вообще, капля камень точит  – несколько лет назад мы не могли даже подумать о том, чтобы запретить раствор боярышника или какие-то другие спиртовые растворы, которые вообще-то предназначены для наружного использования, но по причине их дешевизны стали употребляться и вовнутрь. Вслед за повышением цен и акцизов на водку Россия получила всплеск «аптечного алкоголизма» и самогоноварения. Поэтому сейчас мы серьезно осмысливаем предложение о продаже спиртовых настоек по рецептам  – здесь главное не перестараться, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка...
– А что касается спайсов –  какая позиция сейчас у Совета Федерации?
– Я вхожу в рабочую группу по этому вопросу: она образована вместе с комитетом по экономической политике. Есть несколько вариантов – в том числе, дать возможность соответствующим службам, не дожидаясь результатов исследований этих смесей, которые проводятся в течение полугода, оперативно решать вопрос о мгновенном запрете на ввоз в Россию спайсов.
–  И последний вопрос. Лично ваше восприятие ситуации, которая в последнее время складывается вокруг нашей страны?
– Знаете, она необъективная:  позиции политических элит стран Запада и людей, проживающих там же, разные. К сожалению, реакция воздействия граждан на собственные элиты запаздывает. В принципе по большому счету это понятно –  люди живут своей жизнью, у всех свои заботы, и что там происходит на Украине, не всем ясно.  Наше наивное представление о том, что западные СМИ –  это отражение демократии и что там государство никак не влияет на фильтрацию информации  – глубокое заблуждение. Фильтрует, еще и как. На сегодняшний день вы не найдете ни во Франции, ни в Великобритании объективной информации о том, что происходило на Украине – убийства мирных людей, артобстрелы населенных пунктов и т.д. И лишь под воздействием неоспоримых фактов постепенно эти сведения стали просачиваться в СМИ.
Я далек от иллюзии, что осмысление произойдет быстро: факты, изложенные в «Белой книге», работа наблюдателей ОБСЕ и даже тот факт, что на сегодня мало кто вспоминает о сбитом малазийском «Боинге», все это говорит о безнравственной позиции западных стран.
А что касается санкций – переживем,  и не то переживали…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...