Истории из старого комода
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


У археологов есть понятие – культурный слой. Это материальные предметы, обнаруженные на раскопе и отнесенные к конкретному времени: к столетию, реже – к десятилетию и почти никогда – к году.    
Какие в те времена строили дома, чем питались, во что одевались…
Наши мамы носили мини,
Щеголяли в модных клешах –
Красивые, как герцогини.
А на картошку — в калошах...
Так вот про одевались. Нынешнее время течет куда резвее чем, скажем, в 17 веке. Тогда понятия мода в России не существовало вовсе, одежда была признаком социального деления и географической (особенно у женщин) градации. Скажем, уже по форме головного убора или душегреи можно было с точностью определить, из каких краев России та или иная красавица: курянка она, суздальчанка или москвичка. Причем этот внешний антураж менялся очень неспешно…
По мнению многих историков моды, как массовое явление она появилась в СССР лишь после Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, а до глубин провинции добралась и того позже: в начале шестидесятых. Как раз об этих временах и пойдет речь ниже: именно они считаются самыми предприимчивыми, практичными и изобретательными для нашей моды, и кое-какие отголоски этих лет снова звучат и сегодня.
Признаюсь с самого начала: для меня лично начало шестидесятых годов прошлого столетия с точки зрения тогдашней моды – все равно что средние века. Впрочем, можно поговорить с очевидцами – на них уповаю в поисках интересных деталей, без коих мода немыслима. Тем более что охватить весь этот культурный слой в рамках газетной статьи явно не удастся.     Итак – о деталях...
Скажем, именно тогда в СССР началась «эпоха» плащей «болонья», заменивших китайские плащи «Дружба». Болонья – название плащевой ткани, производившейся в одноименном итальянском городке. Такие плащи тогда были супердефицитом, с рук стоили 50-70 рублей – вся зарплата работника среднего звена. Впрочем, позже – гораздо дешевле. Ходили слухи, что этот материал использовался в Италии для рабочей одежды, но в СССР это мало кого смущало. Как говорится: «пролетарии всех стран,  объединяйтесь». Наши недавние предки ценили эту товарную группу за то, что в сложенном виде изделие не занимало места вообще, к тому же к «фирменной» болонье прилагалась косынка или берет. Такие плащи были разных цветов: черные, коричневые, синие, хаки и даже белые и красные – это был особый шик! Позже они стали дешевле, доступнее и едва ли не превратились в униформу советского человека... Шили их у нас часто без кокетки, потом пошли «болоньи» с расцветкой, чаще всего ужасной, а уже в начале 70-х их заменили болониевые куртки.
«Укутался» в болонью, метнулся на свидание.
Ноябрь теплом не баловал, на градуснике – ноль.
Одежда хоть и модная, но лишь для замерзания.
Сейчас бы телогреечку, живем в России коль...
Еще один «идол» того «культурного слоя» – мохер. Шарфы из него мужчины носили на шее, а женщины – на голове. Это был страшный дефицит, который можно было купить только с рук по цене не ниже 50 рублей – серьезные по тем временам деньги. Мохнатые шарфы считались престижными вплоть до 90-х, считались знаком отличия вместе с ондатровой мужской шапкой и дубленкой, которых вообще не было в свободной продаже!
В моде были и вязаные шапочки из мохера. Моточек весом всего 25 грамм стоил поначалу  25 рублей,  и, как рассказывает моя бабушка, из него можно было изготовить шапку крупной вязки. Она получалась полупрозрачной, с большими дырками, но их начесывали и еще делали чехол, чтобы дырки были не видны. Форму шапочкам придавали… сушкой на трехлитровой банке, чтобы получить нечто куполообразное в итоге. Такая носилась повсеместно, особенно ее любили дамы, делавшие высокую прическу «бабетта»...
– А что же ты про синтетику не пишешь? – поинтересовалась мама моей подруги. – Раз уж про 60-е, так спросила бы знающих людей. Ведь как раз оттуда к нам пришло умопомешательство на почве всего искусственного. Новые ткани, новые названия – нейлон, лайкра, винил, кримплен…
– Точно... У нас дома висит старое мамино кримпленовое пальто, – вспомнила я. – Светлое такое, приталенное. Только оно совсем тонкое, на раннюю осень и весну…
– Такая одежда считалась удобной и практичной: она не мялась, легко чистилась и стиралась. А нейлоновые рубашки! Ведь даже ты и моя Иришка носили такие в подростковом возрасте, помнишь – белые, воздушные, немнущиеся? Вы в них даже на школьные линейки ходили.
– А правда, что тогда все забыли про натуральный мех и носили искусственный?
– Тогда натуральный мех мало кому был доступен, да и скучно это казалось. Есть у тебя шуба норковая, дорогая – и что? А вот искусственный мех – это ново и интересно. Правда, закончилась эта мода также внезапно, как и началась...
За чашкой ароматного чая Анна Максимовна рассказала, как долго воцарялась мода на мини: если в трамвае ехала девушка в юбке немного выше колена, ее запросто могли попросить выйти из транспорта. Девушка в подобной юбке считалась особой «определенного сорта». Бывали случаи, когда блюстители морали из школьных комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние до коленок  линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться.
– Обязательно напиши и о женском брючном костюме. Как многое в женской моде он в нашей стране пробивал себе дорогу с боем. А уж в начале шестидесятых, несмотря на моду, откровенно осуждался определенными кругами общества – как публичное женское курение. Запрещали носить брючные костюмы в клубах, женщину в таком костюме могли запросто не пустить в ресторан, как до этого не пускали в мини-юбке.
– Мне рассказывали, что в 60-е годы не было более сексуальной «униформы» для женщины, чем черный обтягивающий свитер, узкая юбка и обязательно шпилька. Даже зимой и на работу девушки бегали на шпильках, лишь бы слыть модными.
– Зато сегодня в моде понятие «униформа» неприемлемо совсем. Каждый хочет одеваться оригинально, и мода это позволяет...
Мужская мода-предтеча того времени — это особый разговор. Помимо общего с модой женской увлечения кримпленом и нейлоном были и другие детали. Рассказывает Виктор Крюков:
– В году эдак 1963-м «продвинутая» молодежь (в формате «шпана» или около того) вдруг увлеклась остроносыми туфлями на высоком скошенном каблуке. Ходить в таких было очень неудобно, но за ними потянулась молодежь и вполне приличная. Купить в магазине не было никакой возможности, поэтому их шили у подпольных частников — где-нибудь в Казацкой слободе. Для этого нужно было раздобыть адрес мастера и рекомендацию от надежного (иногда полукриминального) клиента. Но, понятное дело, носить эти туфли можно было только под соответствующий костюм — и они скоро вошли в моду, вытеснив все остальное. Костюмы носили без галстуков, выпустив воротник. Носки, как правило, — красные. Одновременно стали модными красные и черные приталенные рубашки, которые тоже шили частные мастера... Кстати, с появлением костюма начал исчезать из молодежного применения мат. К сожалению, ненадолго. Он вдруг стал немодным – не вязался с новым «костюмным» обликом. Даже в преддверии крупной драки им почти не пользовались. Должно быть, мальчикам хотелось быть похожими на чикагских гангстеров из кинофильмов.
Настоящие джинсы на улицах города были абсолютной редкостью. Стоили они очень дорого — у фарцовщиков, да и то не в Курске. В те времена отечественная промышленность освоила некий эрзац, призванный конкурировать с импортной джинсовой одеждой. Не помню, как называлась эта ткань, но сшитые из нее брюки (синего цвета, с желтой или красной прострочкой, иногда с заклепками) назывались в народе «техасами». После нескольких стирок их можно было выбрасывать — расползались. Очень неприятные проблемы возникали с молниями.
Вдруг стали востребованными старые офицерские ремни из толстой, специальной выделки кожи. Часто их оснащали новыми самодельными пряжками и усыпали заклепками. Не хватало только кобуры с кольтом.
...Мой собеседник рассказал о тех временах много интересного, что лишь частично можно разместить в рамках одной газетной статьи. Поэтому ограничимся форматом короткого пересказа:
•    Мужские рубашки «навыпуск» одно время тоже считались стильным атрибутом. В магазине первое время такие купить было сложно — шили сами. Рисунок обязательно яркий и самый неожиданный. Иногда ситчик с букетами роз. Гораздо позже пришел термин «гавайская рубашка».
Когда на экранах страны прошел кинофильм «Человек-амфибия», в моду вошли рубашки «как у него». Моя матушка сшила мне такую раньше других, чем я очень гордился.
•    Как-то сама собой возникла мода на перстни и браслеты (мужские и женские), плетеные из цветного монтажного провода. Причем знатоки утверждали, что каждый рисунок несет какую-то информацию — едва ли не магическую. Это как пришло, так и ушло — теперь уже мало кто помнит.
•    Некоторые девушки носили на шнурке (на шее) лезвие безопасной бритвы. Переняли из какого-то индийского кинофильма, где этот атрибут имел какое-то толкование. Но юных курянок смысл мало интересовал – модно и все тут. Нередко можно было встретить девушку с тонкой белой повязкой под левым коленом — тоже из кинофильма. Что означал такой «знак» — поди разберись теперь. Просто юным существам хотелось выглядеть необычно и таинственно...
•    Когда вошли в моду расклешенные брюки, довольно быстро это увлечение приняло самые крайние формы. Скажем, чего только не размещали в складке: колокольчики, цепочки (иногда просто цепи), лампочки от фонариков. Последний вариант интересен особо: такой агрегат требовал электричества, и довольно тяжелые (в отличие от нынешних) батарейки приходилось носить в карманах. Когда такая «елочная гирлянда» включалась (понятное дело — в темное время суток), это привлекало всеобщее внимание...
И все же из старого «бабушкиного шкафа» с его «археологией» нет-нет да и вырвется что-нибудь этакое, заявит свои права на нынешнюю молодежь, делая вид, что новее не бывает. Это и болеро, расшитые бисером, и цветные галстуки, и пестрые шали, теперь уже называемые палантинами, и сумки, больше похожие на торбу... Все  эти вещи имеют свое право на существование, и, хотя от каждой из них веет стариной, время от времени они появляются на наших соотечественницах, пусть и претерпевая изменения, но тем не менее поражая заново каждый раз.
Конечно же, «культурный слой» шестидесятых будет неполон, если не упомянуть и другие детали той эпохи: музыка, книги, телевидение того времена, спорт, быт. И мы обязательно коснемся этих тем...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...