Юрий БАГРОВ: Краевед, и этим все сказано
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Юрий БАГРОВ: Краевед, и этим все сказано


«Желающего  судьба ведет, а нежелающего тащит». Кто-то верит в это высказывание, кто-то считает его, мягко говоря, абсурдным. Юрий Александрович относится к первым  и, листая страницы пройденного  80-летнего пути (а был он насыщен событиями и в стране, и в личной  жизни), еще раз убеждается: судьба есть, и нужно только услышать ее голос.    
Досье:
Кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, отмечен Почетной грамотой администрации города, знаком «За особые заслуги перед городом Курском», почетным знаком Курской области «За труды и Отечество», наградами Курско-Рыльской епархии, общественно-политических организаций. Победитель конкурса  общественного признания «Антоновка» (в номинации «Творчество»), включен во Всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России».
Разговор за чашкой кофе начинается … с подарков. Нет, не традиционных – юбиляру, а как раз наоборот,  от юбиляра – редакции. Несколько книг по краеведению, сборники стихов, рассказы о знаменитых земляках. Такие же подарки в свое время заняли достойное место на полках городских библиотек, есть они в курском и российском архивах и у тех, кто любит историю родного края.
Беседа, что называется, клеится, течет плавно и непринужденно. Поговорить и вспомнить есть что. Мое знакомство с Бугровым насчитывает более 30 лет. Когда я пришла работать в многотиражку завода «Прибор», Юрий Александрович был уже маститым журналистом, возглавлял литературное объединение «Спектр» и, безусловно, занимался основной своей работой в одном из приборовских КБ: на счету инженера Бугрова – множество изобретений на благо страны и родной авиации.
– Юрий Александрович, насколько я знаю, вы не курянин, родились далеко от наших мест.
– По рождению – не курянин, а по духу – курянин, вот уже более полувека. А родился я на прекрасной нижегородской земле, в историческом месте – Большое Болдино. Там как нигде понимаешь и чувствуешь: «Пушкин – наше все». С малых лет я слышал стихи Александра Сергеевича, которые декламировал отец, кстати, историк по образованию, от бабушки Анны – притчи о Пушкине. Она, несмотря на свои преклонные года, наизусть знала «Евгения Онегина».
Горжусь тем, что один из моих предков – Петр Киреев – служил в семействе Пушкиных писарем, вел дела поэта, а другой – Николай Бугров – полеводом у его отца, Сергея Львовича. Еще один яркий представитель нашей семьи – Иван Киреев – знаменитый  краевед-пушкинист, автор книги «Предания и песни болдинской старины».
– Все указывало вам на широкую и ясную историческую стезю, а вы, несмотря на это, выбрали техническую...
– Мое детство пришлось на военные годы, а после окончания Великой Отечественной страна нуждалась в серьезном восстановлении разрушенного. Мы росли настоящими патриотами своей Родины: нужны ей были технические кадры – мы дружно поступили в технические вузы. Выдержал я серьезный конкурс и стал студентом Ленинградского института авиационного приборостроения. Когда встал вопрос, куда ехать по распределению, выбрал Курск.
Приехал на приборостроительный завод,а завода еще никакого и нет. Пришлось какое-то время работать на КЗПА, затем – на строительной площадке «Прибора».
–  Ну а к краеведению что вас привело?
–  Привел спорт. В самом широком значении этого слова. Начнем с того, что футболом я болел с детства, в институте  подавал большие надежды: играл за сборные по многим видам спорта. Предлагали даже перейти в прославленный ныне «Зенит». Не сложилось из-за травм. Поскольку спорт я любил всегда, решил написать небольшую заметку в «Курскую правду» о том, как он развивался в Курске. Редактор  почитал и вынес свой вердикт: в общем неплохо, но не хватает некоторых деталей. Дополните, юноша, и тогда опубликуем.
Чтобы раздобыть необходимую информацию, пришлось, что называется, попотеть. Добыть книгу Клочкова, заведующего кафедрой физкультуры пединститута, оказалось сложной задачей, но я справился с ней! Автор к этому моменту уже умер, в «Асеевке» ее не оказалось. Разыскал адрес вдовы и отправился к ней, где меня ждала удача: книги в семье сохранились, и я их купил. Добавил в статью, и она увидела свет на страницах главной областной газеты.
Сам поиск показался настолько увлекательным, что решил на этом не останавливаться. Как видишь (улыбается), не остановился до сих пор.
–  Вижу. И не только я, все куряне видят. И, думается, благодарны вам за то, что столько сделали на  ниве просвещения. Одна только Большая Курская энциклопедия чего стоит. Вы стояли у истоков «Сеймских берегов» в «ГИ». Именно вам город обязан и рождением краеведческого клуба «Кмети», а затем краеведческого общества, которое тоже отмечает круглую дату (четверть века – это серьезный срок), с чем я вас и поздравляю.
–  Спасибо за теплые слова. А второй «звоночек» прозвенел от редактора газеты «Звезда» фронтовика Анатолия Львовича Мермана. Узнав, что я был в числе первых работников «Прибора», он попросил написать заметку о том времени. Я написал, она понравилась, написал еще и стал постоянным собкором.
–  Юрий Александрович, вашему упорству в достижении цели (стать кандидатом исторических наук в 70 лет!) и вашей работоспособности (десятки научных работ, монографий, публикаций в СМИ,   книг о прославленных курянах) можно по-хорошему позавидовать. И поучиться этой целеустремленности. Пять лет назад вы мечтали о том, чтобы в Курске появился Литературный музей, который охватит период от  времен Феодосия Печерского и   «Слова о полку Игореве» до современности. И он появился. Хотели, чтобы о нашей прославленной и незаслуженно забытой землячке  певице Надежде Плевицкой узнали куряне – теперь  знают и даже планируют проспект  – большой, красивый, современный, назвать ее именем. О чем мечтаете сегодня?
–  О том, чтобы историю преподавали грамотно, не искажая событий, которые происходили в России на протяжении многих веков. Маленькая неточность или, что еще хуже, неправда, заведомая подтасовка фактов  рождают большую ложь. Вот этого допускать нельзя ни в коем случае. Согласна?
–  На все сто и даже больше. Но возвращаясь к вопросу о судьбе, много ли раз к ней прислушивались?
–  Представь себе, много. На склоне лет отметил для себя такую характерную особенность в цифрах. Меня по жизни сопровождает восьмерка (она получается из сумм цифр)   – и в дате рождения, и в годе окончания школы, и в номере квартиры, и в табельном номере на заводе (если помнишь, на пропуске был индивидуальный номер, по которому и заработную плату получали), и даже моя супруга жила не где-то, а на улице 8-го Марта. Восьмерка же в нумерологии означает борьбу. Вот и борюсь всю сознательную жизнь, отстаивая правду, что само по себе непростое занятие. Так что все предопределено, нужно только вовремя услышать зов судьбы и следовать ему добровольно (улыбается).
–  И литературное творчество предопределено было?
–  Если верить родным, и оно тоже. Свои первые вирши сложил  в то время, когда еще и алфавита не знал. Родители записали их,  и  они остались в семейном альбоме.
На стене часы висели,
Тараканы гири съели,
Мухи стрелки оборвали,
И часы ходить не стали!
–  Философское наблюдение. Я помню ваши стихи в более зрелом возрасте, и стихи тех, кто занимался в «Спектре». С удовольствием прочла последний сборник наших «приборовских» поэтов.
Сент-Экзюпери сказал про роскошь человеческого общения, эту роскошь Юрий Бугров щедро дарит всем курянам. Нам же остается пожелать ему долгих лет жизни, чтобы общение это – со страниц книг, сборников, монографий, статей в газетах – продолжалось.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...