Водить научат по-новому
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Водить научат по-новому


С 11 августа вступил в силу приказ Министерства образования России, утверждающий примерные программы профессионального обучения водителей.    
Этот документ давно ждали в автошколах. Дело в том, что изменения в Закон о безопасности дорожного движения, вступившие в силу в ноябре прошлого года и утвердившие новые водительские категории и подкатегории, без этих программ были всего лишь декларацией о намерениях. Проще говоря, нет программ обучения, нет и «конечного продукта» – то есть обладателя водительского удостоверения…
Меньше стаж, больше ДТП
В качестве наглядного примера можно привести категорию М, введенную специально для водителей скутеров. По логике вещей, права с заветной буквой скутеристы должны были получать еще с прошлого года, однако отсутствие соответствующей программы подготовки привело к тому, что люди постарше отправились получать категорию А.
При этом подростки, ради безопасности которых и была придумана эта категория, продолжали ездить как заблагорассудится, и попадать в ДТП. Впрочем, не только они. На прошлой неделе в ГИБДД области состоялось совещание с участием директоров автошкол, где озвучили статистику, касающуюся аварийности среди водителей со стажем до трех лет. В целом по России за семь месяцев текущего года зарегистрировано порядка 15 тысяч таких ДТП, в которых погибли более 1,7 тысячи и получили ранения более 21 тысячи человек.
За те же семь месяцев в Курской области количество ДТП, совершенных по вине начинающих водителей, увеличилось на 41% (с 93 до 131 случая) – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, выросло число погибших (с 6 до 12 человек) и раненых (со 136 до 179 человек). По статистике, основной причиной аварий остаются грубые нарушения правил  – в частности, управление транспортным средством в состоянии опьянения, выезд на полосу встречного движения, а также превышение установленной скорости.
По мнению ГИБДД, все это является следствием недостаточной подготовки тех, кто садится за руль, и потому требует улучшения качества обучения водителей. Именно этому и должны способствовать разработанные Министерством образования новые программы профподготовки.
Водитель – это профессия
Приказом Минобразования утверждено 28 примерных программ профессионального обучения, из них: 16 программ – подготовки водителей, 10 – переподготовки и 2 – повышения квалификации.
Модульный принцип их построения позволяет оптимизировать сроки обучения в автошколе. Базовый модуль обязателен для всех категорий при первичном обучении. Он рассчитан на 84 часа. Сюда входят вопросы законодательства в сфере безопасности дорожного движения, оказания первой помощи, а также культуры поведения на дорогах – в частности, психологи будут учить начинающих водителей избегать дорожных конфликтов. Конечно, все это скажется на увеличении количества часов на обучение. Если раньше на категорию «В» отводилось 156 часов, то теперь – 190, из которых 134 часа занимает теория, а 56 – практика. Не так уж много,  особенно если учесть, что еще несколько месяцев назад ходили упорные слухи, что после принятия новых программ обучение может занять около полугода. К слову, обучение по категории М, согласно программе, должно занять 122 часа.
По итогам 7 месяцев 2014 года общее количество ДТП на территории области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 9,1% (с 1030 до 1124). При этом число погибших в авариях людей снизилось на 2,3% (со 128 до 125 человек), число получивших ранения увеличилось на 11,8% (с 1301 до 1454 человек).
Кстати, для тех, кто уже имеет любую категорию или подкатегорию, предусмотрен перезачет учебных предметов базового цикла, что позволит практически вдвое сократить сроки обучения. Проще говоря, если есть права с открытой категорией В, то для того чтобы получить следующую категорию, уже не надо изучать базовый модуль. Достаточно пройти обучение по спецификации для нужной категории, а это минус 84 часа учебного времени.
И еще одно существенное новшество – по окончании обучения выпускникам автошкол теперь будет выдаваться свидетельство о профессии водителя.

Новые программы – новая цена
В программах профобучения водителей прописаны также довольно жесткие требования к автошколам. Точнее, к их материально-технической базе, включающей автомобили, классы и учебную площадку, минимальный размер которой теперь должен быть не менее 0,24 га. Также в программах прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы. Она напрямую зависит от количества и размеров классов, а также от количества машин. По идее, это должно сократить количество недобросовестных школ, пытающихся чуть ли не на одном автомобиле обучать сотни человек.
Впрочем, наличие программ – еще не все. Согласно правилам лицензирования, которые вступили в силу 17 ноября прошлого года, каждая автошкола, чтобы обучать по новым программам, должна не только согласовать их с ГИБДД, но и получить заключение Госавтоинспекции на соответствие материальной базы. Говоря казенным языком, это является обязательным лицензионным требованием при осуществлении автошколой образовательной деятельности.
По словам руководителя общественной организации автошкол области Александра Конева, в регионе – 80 автошкол, из них 23 находятся в Курске и имеют по несколько филиалов. И сотрудники ГИБДД должны выехать в каждую, чтобы проверить материальную базу и согласовать программы обучения. Сколько времени это займет, сказать сложно – по закону должно быть не более месяца. А пока этого не произошло, деятельность всех автошкол области временно приостановлена: ведь старые программы уже не работают, а новые  еще не действуют, и набирать очередных обучающихся, пока не улажены все формальности, нельзя.
Что же касается цены обучения, по мнению Конева, принятые программы приведут к подорожанию услуг автошкол. Если, по его словам, прежние программы по себестоимости предъявляемых к автошколам требований (автодром, тренажеры, преподаватели, автомобили) тянули на 18 тысяч рублей, то «свежепринятые» уже подбираются к 22 тысячам. На какой цене в итоге остановятся курские автошколы, покажет время…
С прошлого года в рамках уже существующих категорий «A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE» законом введены подкатегории. В частности, категория «А1» дает право управления мотоциклами малой мощности, «В1» – трициклами и квадроциклами с автомобильным рулем и посадкой. Подкатегория «С1» позволяет управлять автомобилями максимальной массой не более 7,5 т, а подкатегория «D1» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до 16 посадочных мест. Подкатегории «С1Е» и «D1Е» предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг.
Для управления скутерами, мопедами, а также легкими квадроциклами введена категория «М». Получить по ней водительское удостоверение можно только с 16 лет. Тем, у кого есть права с любой категорией, открывать «М» не нужно: достаточно уже имеющегося водительского удостоверения.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...