В фигурках – застывшая мощь Красной армии
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В фигурках – застывшая мощь Красной армии


«ГИ» уже писали о выставке моделей военной техники «Древо памяти» в городском Центре историко-культурного наследия.    
Сегодня мы поговорим с людьми, которые знают все об особенностях военной техники прошлых лет и воспроизводят ее в пластике.
– Для создания каждой модели важно глубоко изучить историю,   временной период, к которому относится тот или иной вид военной техники, – рассказывает один из авторов выставки, методист центра Петр Алябьев. – У нас было много посетителей, в том числе школьники, которые заинтересованы сами изготавливать модели военной техники. Поэтому на базе центра мы хотим открыть клуб моделирования.
– Увлекаюсь моделированием с детства, – признается потомственный военный и, кстати, потомственный моделист Иван Корзунов. – Первые модели помогал склеивать отец, полковник морской авиации, который 29 лет жизни отдал Северному флоту. Помню, как не было кисточки, и вначале красил их руками...
– Иван Анатольевич, вы – внук Героя Советского Союза. Расскажите, пожалуйста, о своем дедушке Иване Егоровиче.
– Он прошел почти всю войну, с ее первого дня. Служил в морской авиации ВМФ СССР в должности командира эскадрильи. Именно мой дед совершил знаменитый воздушный удар по главной военно-морской базе противника на Черном море – румынскому порту Констанца (в отечественной историографии этой масштабной операции посвящено немного материалов. Всего в ударе по ВМБ Констанца были  задействованы почти все части и соединения ВВС Черноморского флота. В целом это 317 боевых самолетов: 94 бомбардировщика, 29 штурмовиков и 164 истребителя и 30 самолетов-разведчиков, – прим. авт.). Тяжелое ранение вырвало деда из войны. Но он выжил и продолжил службу, а закончил ее в звании генерал-полковника и должности заместителя командующего морской авиацией Военно-Морских сил Советского Союза.
Именно Иван Егорович участвовал в отборе летчиков из морской авиации Северного флота для первого полета в космос. И он дал «путевку»  в космос Юрию Гагарину!
Это еще не все. Только представьте: в Мурманской области есть целое поселение, которое в 1967 году названо Корзуново в честь деда.
За год до этого события, в 1966 году дедушки не стало, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Отец закончил службу командиром войсковой части обеспечения. Увлекался моделированием и привил мне любовь к этому искусству.
Сам я закончил службу в должности заместителя командира части по воспитательной работе. Имея такие примеры, просто не мог подвести родителей. После увольнения в запас четыре года работал начальником первого Североморского Дома офицеров.
– Вы родились в Курске?
– Нет,  в Риге. Там служил отец. У детей военных — судьбы кочевников. Жизнь бросает их по гарнизонам. Многие ребятишки меняют по 7-8 мест учебы, мне в этом смысле повезло: сменил только два. Попал служить рядом с гарнизоном, в котором вырос.
– Когда начали увлекаться моделированием?
– В детстве смотрел, как это делает отец (он же купил мне первую модель), и старался по минимуму ему помогать. А с определенного возраста мастерство росло. Стало лучше получаться, познакомился с новыми технологиями. Покупал модели и журналы по истории авиации, смотрел, как моделируют другие. Сейчас, конечно, в печати и интернете можно найти практически все, в этом смысле наступило настоящее раздолье для моделистов. Например, раньше пластиковая модель имела первоначальный образ копируемого самолета. Теперь фирмы делают много детальных моделей, вплоть до нескольких сот деталей. Начинающему порой сложно в этом разобраться. Деталей столько, что модель почти соответствует реальному образцу техники. В интернете есть фотографии моделей настолько точных, что на них  даже видно, как по танку стекают капли воды. Увы, такие технологии пока доступны не всем.
– Какое моделирование наиболее сложное?
– Это создание диорамы. Ведь надо взять реальный исторический эпизод, выстроить фигуры людей и техники так, как это было в действительности. Диорамы начали использовать в первую очередь в музеях, некоторые из них обращаются за помощью к моделистам. Меня, например, сильно впечатляет диорама боя за станцию Поныри. Кажется, что бойцы как будто застыли в своем движении...
– Сколько ваших моделей было на выставке?
– Семнадцать. Вообще у меня их около тридцати собственного изготовления, а вся коллекция насчитывает несколько сот экземпляров. Любой моделист жадный в этом смысле. Попалась интересная модель, ну как пройти мимо и не забрать ее в коллекцию?
– А каких больше всего?
– Авиационной техники. Самые дорогие, пожалуй, те, что соответствуют моей любимой тематике. У каждого моделиста тема должна быть своей. Моя близка к роду службы – морская авиация Северного флота (есть в коллекции и модели современной техники – копии той, на которой служил Иван Корзунов, – прим.авт.). Есть специальные сайты, посвященные изучению боев на Севере. Так, поисковики ищут самолеты времен Великой Отечественной войны в Мурманской области. В некоторых местах до сих можно обнаружить сбитые военные самолеты. Пару лет назад из озера недалеко от бывшего аэродрома водолазы извлекли два самолета Як-9 и Ил-2. Первый отправляется в музей военной техники, второй будут восстанавливать до летного состояния. Многие коллекционеры из-за рубежа охотятся за ними, восстанавливают и затем летают. Наше законодательство, к сожалению, пока не позволяет в полном объеме развивать частную авиацию.
– Какая модель у вас самая любимая?
– Сложно сказать. Каждая мила по-своему. Один из самолетов копировал по фотографии друга. Он нашел сбитый самолет в 50 км западнее Мурманска. Из множества фотографий мне удалось воссоздать его облик в модели. А друг  даже передал часть обшивки с родной краской. Это Messerschmitt Bf.110 («Мессершмитт-110») – двухмоторный, двухкилевой немецкий самолет 1942 года. Можете поверить – лежал с полным боекомплектом! Еще поисковики просеяли место вокруг находки и нашли коричневый немецкий шлемофон.
– Сейчас вы хотите создавать клуб моделирования военной техники. А есть ли в планах создание своей диорамы?
– Такие мысли у меня имеются. Но пока рано об этом говорить.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...