«Это было в Греции, очень Древней Греции...»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Это было в Греции, очень Древней Греции...»


Под занавес года драматический театр имени Пушкина порадовал зрителей спектаклем по пьесе Сергея Зырянова «Лисистрата» в постановке заслуженной артистки России Елены Гордеевой. Сюжет взят у Аристофана.    
Под занавес года драматический театр имени Пушкина порадовал зрителей спектаклем по пьесе Сергея Зырянова «Лисистрата» в постановке заслуженной артистки России Елены Гордеевой. Сюжет взят у Аристофана.
Курский драматический не впервые обращается к древнегреческой тематике: зрители помнят «Миф об Эзопе — рабе, баснописце и острослове» по пьесе Гильермо Фигейредо, «Медею» Людмилы Разумовской, «Ошибку Пифагора» Мориса Слободского и Якова Костюковского. Теперь вот еще одно переложение древнегреческого автора на современный лад.
«Лисистрата» означает «Разрушительница войны». Такое имя дал знаменитый древнегреческий комедиограф героине своей пьесы. Пелопоннесская война между Афинами и Спартой тянулась почти три десятилетия и изрядно всем надоела. Аристофан и раньше выступал против нее в других своих произведениях. Теперь же он придумал оригинальный способ прекратить междоусобицу: власть берут в свои руки женщины, предъявив мужчинам ультиматум — «Любовь или война».
У драматурга Сергея Зырянова и композитора Вячеслава Шемякина пьеса получилась интересной и необычной. Комедиям в стародавние времена полагалось быть непристойными, таков уж закон весеннего театрального праздника, «Лисистрата» не стала исключением. Современные авторы по возможности все сгладили, привели в более «цивилизованный» вид, но вышел, скорее, не мюзикл, а капустник категории «18+" на древнегреческую тематику. Многие сцены выглядят вполне по-современному, а среди песен есть и марш, и блюз, и даже танго. И уж совсем до «абсурда» идею довели балетмейстер — заслуженная артистка России Галина Халецкая и художник — лауреат Госпремии РФ Александр Кузнецов: танцы в постановке самые разные, даже стриптиз, а на ступенях Акрополя, вокруг которого разворачивается все действие, написано по-гречески: «Аристофан Зырянов Шемякин Гордеева Кузнецов Халецкая».
Спектакль рождает веселую и непринужденную атмосферу праздника. По отзывам некоторых зрителей, его хорошо показывать на 8 Марта или Новый год, когда все заботы отходят на второй план и не хочется думать ни о чем серьезном. А еще благодаря постановке мы в который раз можем убедиться, какие красивые у нас актеры, а особенно актрисы. Да и нет, наверное, ни одной женщины на Земле, которой не подошел бы греческий стиль — надо только правильно подобрать фасон и цвет. В нынешних костюмах вообще много интересных находок: например, спартанки в своих одеждах, напоминающих доспехи, выглядят очень мужественно, но ничуть не мужеподобно, шлем стражника Диомеда похожа на каску Отто фон Бисмарка, только с кисточкой, а прозрачные фальшивые рукава весьма к лицу и фальшивой женщине — ремесленнику Фемистиду.
В постановке играют два состава. В одном заняты народный артист России Евгений Поплавский, заслуженные артисты России Галина Халецкая, Эдуард Баранов, актеры театра Любовь Башкевич, Сергей Тоичкин, Максим Карпович и еще много имен и фамилий, которые можно найти в программке спектакля. В другом составе — народный артист России Валерий Егоров, заслуженные артисты России Елена Петрова, Александр Швачунов, актеры Нина Полищук, Евгений Сетьков, Александр Олешня и многие другие. В исполнении разных составов и спектакль вышел совершенно разным: Лисистрата-Петрова — громкая, эмоциональная, чувственная, настоящая рыжая бестия. Лисистрата-Халецкая — полная ей противоположность, она, скорее, романтичная и очень мудрая. Так же и другие артисты. Особенно интересно наблюдать диалог Кинесия (Баранов/Швачунов) и Геруста (эту роль в обоих составах играет Андрей Колобинин). Привлекает внимание и Сергей Репин: некоторые зрители уже видели его в «женской» роли в номере из фильма «Кабаре» на Дне театра в прошлом году. Теперь же он играет Фемистида, который, переодевшись девушкой, пытается проникнуть к женщинам, обосновавшимся в Акрополе. А Евгений Сетьков, в бытность актером Нижнетагильского драматического театра уже играл в «Лисистрате». Тогда ему досталась роль Диомеда, теперь же — его партнера Памфила.
Комедия Аристофана, конечно, фантастична — этакая виртуальность в истории: «А вот если бы…» Но были и реальные случаи подобной «сексуальной забастовки»: так, десять лет назад в Либерии прошла аналогичная массовая акция женщин в борьбе за мир под руководством Леймы Гбови, что помогло прекратить гражданскую войну в стране, еще через три года в Колумбии жены и любовницы бандитов объявили «забастовку скрещенных ног», чтобы прекратить кровавые разборки между бандами. Как итог — в 2010 году количество убийств в городе Перейра сократилось более чем на четверть. А в 2009-м в Кении женские организации призвали женщин не заниматься сексом с мужчинами, пока не будет достигнуто примирение между президентом и премьер-министром страны. Как говорится, сказка — ложь, да в ней намек…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...