Покажите детям Фалька
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Искусствовед Владимир Пискурев считает, что посещение художественного музея просто необходимо детям.    
Мы, взрослые, идем в музей за знаниями, впечатлениями, эмоциями. То есть, как бы понимаем, что нам нужно от музея. А за чем в художественный музей можно привести ребенка? За этим же? Возможно, но, может быть, за чем-то еще, за чем-то более важным и нужным ему. Ну, что, спросите вы, более важное и нужное для ребенка может быть в художественном музее?
Да сам — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ — его среда, его атмосфера, его дух. Художественный музей как институт культуры обладает колоссальными возможностями и условиями для формирования человеческой личности. Уж сколько об этом сказано, но когда дело касается посещения, собственно прихода ребенка в художественный музей, то тут реалии оставляют желать много лучшего.
Вот сейчас, после ремонта, картинная галерея имени А. Дейнеки возобновила работу замечательной выставки под названием «Между прошлым и будущим». Почему я предлагаю обязательно показать эту выставку детям (даже тем, кому 6-7лет)? Да потому, что на ней представлены замечательные работы известных русских художников, на примере которых мы можем касаться такой деликатной темы, как умение видеть и понимать живописное произведение, оценивать его качество.
Эти вопросы весьма не праздные, так как СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ произведение живописи — не одно и то же. В своей практической музейной работе я часто сталкиваюсь с тем, как по-разному оценивают зрители живописные произведения, какую палитру разнообразных мнений приходится слышать. И это нормально, ведь искусство дает такое право каждому.
Но! Есть критерии, есть истины, есть устоявшиеся правила, пренебрегать которыми все-таки не стоит. Иначе все искусство было бы прекрасным и замечательным, и все авторы, художники, создатели были бы великими. Но нет, всегда будут находиться те, кто действительно мастеровитее, талантливее, лучше, чем другие.
И вот как раз сейчас, на этой выставке, представлены работы таких мастеров, которые оставили яркий след в живописи, имели свое, своеобразное, оригинальное художественное видение. Среди них — Фальк, Машков, Осьмеркин, Сарьян, Моргунов, Лентулов, Куприн. В каком-то смысле продолжатели их живописной традиции художники второй половины ХХ века — Попков, Никонов, Браговский. Их живопись позволяет поговорить с маленьким человеком о том, как непросто быть художником, как по-разному видят они явления, которые изображают, как помогает им краска, ее цвет, самой разнообразной формы мазок, которому художник находит свое место. Поговорить о том, как мысли о картине рождают саму картину, как она становится произведением искусства, и тогда в силу вступают законы искусства — когда изображение начинает воздействовать на зрителя, начинает говорить с ним на своем языке, и уклониться от этого «разговора» зритель не хочет и не может. Это диалог в контексте изобразительного искусства, когда мир видимый соприкасается с миром выдуманным. И происходит великое таинство — осмысление художественного образа и явления искусства.
На примере картин этих мастеров с детьми можно поговорить о том, как непросто быть зрителем в художественном музее. Общение с этими художниками принесет визуальной культуре маленького человека несомненную пользу. Живопись хорошего художественного качества определяется не только и не столько внешними признаками, сколько внутренней энергетикой, драматургией, поэзией, чем-то особенным, что рождается или, если хотите, складывается из того, что мы называем красочным слоем. Показать детям работы этих художников, это значит приобщить их к культуре мастеров, оставивших в ней свое яркое и веское слово и, может быть, это знакомство посеет в душе маленького человека «зернышко», из которого произрастет ЛИЧНОСТЬ — талантливая, умная, интересная.
Покажите детям Фалька!
Владимир Пискурев,
сотрудник картинной галереи
имени А. Дейнеки.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...