В начале было слово
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В начале было слово


Сегодня, вслед за Днем славянской письменности и культуры, отмечается  профессиональный праздник филологов – людей, посвятивших жизнь языку, речи. В беседе с доцентом кафедры литературы филфака КГУ, кандидатом филологических наук Натальей Францовой корреспондент «ГИ» узнал,   откуда взялось пренебрежение знаками препинания, и почему школьное образование переживает не лучшие времена.    
О грамотности

С одной стороны, демонстративная безграмотность и демонстративное нарушение правил сначала пунктуации, а потом орфографии одно время рассматривались как вызов государственной тоталитарной системе. Это позиционировалось как свобода изложения материала и восприятия произведения. Дальше – больше. Появилась вольность в орфографии. Сейчас это прежде всего видим у молодежи: в соцсетях, Твиттере. Такую тенденцию можно рассматривать как противопоставление школе, где все по правилам, проверяется и оценивается. Интернет – свободное поле. Выражай себя, как хочешь – и никто не будет наказывать.
В последнее время в интернет-пространстве знаки препинания даже приобретают особый смысл – несут эмоциональную окраску. Точка в конце предложения воспринимается как суровое завершение, чуть ли не финал разговора или даже отношений.
Как говорил филолог Дмитрий Лихачев, истинная интеллигентность заключается в том, что человек везде себя ведет одинаково: и на людях, и в домашней обстановке. То же и в языке – нужно достойно выражаться и письменно. Однако зачастую человеку нужны рамки и какие-то регулирующие механизмы, чтобы оставаться «в тонусе». Но, к сожалению, культуру взращивать куда сложнее, нежели разрушить.

О книге

Общение с книгой само по себе бесценно. Если другим наслаждениям не нужно учиться, потому что они рефлекторно воспринимаются организмом, то чтением предстоит овладеть. Нужно показать человеку, как «поймать драйв» от литературы, открыть для себя новый ракурс в отношениях с произведением.
Лучше электронная книга, чем вообще никакая. Как и аудиовариант, она удобна с практической точки зрения: когда куда-то отправляемся, можем взять одну «виртуальную» и везти целую пачку бумажных.
Однако печатная книга – не только носитель информации, но еще и некий эмоциональный артефакт. Неслучайно в выпуске, помимо автора, участвуют редактор, художник, корректор, верстальщик.

Об образовании

Школа переживает не лучшие времена по разным причинам. Раньше главной задачей общего образования было дать целостную картину мира, где взаимодействуют химия, биология, математика, география, литература. А сейчас объем знаний детей зависит от экзаменов, которые они будут сдавать.
Нельзя не заметить и другое: современное поколение усваивает огромный объем информации намного раньше: и в плане переживания опыта, и в отношениях к миру, и овладения знаниями.
Но нельзя и сказать, что уровень общего развития «просел». Мы – заложники океана информации, в котором трудно ориентироваться. За один день столько ее проходит через нас – два века назад чуть ли не за три года такой объем усваивали. Из-за большого потока данных появилось ощущение, что все и так все знают. Но чтобы получить настоящее знание, нужно проделать большую работу.

О феминитивах  и заимствованиях

Когда Ахматову называли поэтессой, Анна Андреевна обижалась и говорила: «Я – не поэтесса, Я – поэт». Ведь поэт – это что-то каноническое, поэтесса – облегченное. Для меня профессор – это профессор, а профессорша – его жена. Думаю по поводу языка – не нужно ломать копья. Правду выявит время. Если действительно необходимо, то феминитивы останутся, если это дань моде – побудут, удовлетворят чье-то самолюбие и исчезнут. Зачастую заимствования – элемент внутриофисного сленга, плавно переходящий в профессионализмы. Хотя некоторые плотно вошли в нашу жизнь. А есть чудовищные кальки с английского.
Язык как живой организм тоже подвержен моде. Она и скоротечна, и динамична. Появление фаминитивов, заимствований он уже переживал и в XIX, и в XX веках. Останутся самые нужные слова.

О речи и культуре

Один из плюсов советского времени – школа дикторов. То, что слышали по радио, и то, что говорили по телевизору, было образцовой речью, чистой, ровной, спокойной. Поскольку это транслировалось на всю страну – волей или неволей образовывались.
Но все должно начинаться с человека – каждому необходимо воспитывать в себе грамотность. Существует же элементарная физическая гигиена, обязаны быть еще и нравственная, эмоциональная, а также гигиена языка.
Остается надежда на то, что русский человек в глубине своей интеллигентен, тяготеет к культуре и просвещению – не зря даже в житейских разговорах всплывают вечные вопросы «кто виноват», «что делать» и «в чем смысл жизни». Думаю, в нас это заложено.
А еще нужно не забывать обращаться к своему культурному наследию. У курян это Афанасий Фет и его Воробьевка, и многие другие авторы.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...