Спасал курян – себя не спас…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Спасал курян – себя не спас…


Постоянные читатели «ГИ», несомненно, помнят публикации «Почти забытая история» и «Забвению – нет!» от 2017 и 2018 года соответственно – о страшной катастрофе трамвая в Курске в 1947 году. Журналистское расследование началось с просьбы, пришедшей на один из исторических сайтов: можно ли отыскать на Никитском кладбище могилу родственника – морского офицера Ивана Чистосердова, погибшего при спасении пассажиров злополучного вагона?..    
Напомним: в четверг 6 ноября, за день до масштабных торжеств в стране в связи с 30-летием Октябрьской революции, при следовании трамвая от улицы Карла Маркса в направлении железнодорожного вокзала из-за внезапного падения напряжения вагон с вожатой А. Шуровой потерял управление, разогнался до недопустимой скорости и, сойдя с рельсов на Кировском мосту, рухнул в реку. О трагедии, унесшей жизни восьми человек (включая малыша, не прожившего и года), как нетрудно догадаться, не сообщали газеты той поры. Пострадавшие получили помощь от городского исполкома, в том числе им выделили одежду и дрова: похоже, жертвы крушения сильно промокли и простудились, а, значит, трамвай упал именно в Тускарь, а не на берег. Но и это решение, и результаты расследования оставались скрытыми от непосвященных в архиве. А пострадавших и очевидцев с годами оставалось все меньше. Но с помощью неравнодушных сограждан, историков, кандидатов наук Александра Манжосова и Ильи Шпакова и доктора наук Владимира Коровина, а также неравнодушных читателей « ГИ» 70 лет спустя после событий на Ямской горе (к тому времени переименованной в память о комдиве Степане Перекальском) хронику аварии удалось хотя бы частично восстановить.
Откликнулась из Краснодара внучка фронтовика, кавалера двух боевых орденов, старшего лейтенанта Военно-морского флота Ивана Чистосердова, врач-хирург Ирина Эдуардовна. Но рядом с его именем совсем неожиданно завелась червоточина! «Видела офицера, он первым выпрыгнул», – рассказала подруге Юлии Михеевой, попав с тяжелым переломом в больницу на улице  Садовой, курянка Валентина Калитиевская. Сказать, что корреспондент «ГИ» был шокирован этим воспоминанием, – значит ничего не сказать. С одной стороны – герой семейного предания, а с другой… Нет-нет: не может герой великой войны оказаться паникером, который оставил в смертельной опасности детей и женщин. Но, поскольку у курской студентки Вали никак не могло быль личных причин очернять память совершенно не знакомого ей моряка из Нового Афона, с этим клином, вбитым в душу, пришлось жить три года.

Благодаря всемирной информационной сети публикацию «Почти забытая история» прочла Элла Поданева, жительница Белгородской области. И обратилась в «ГИ», чтобы рассказать историю семьи:
– Имею и курские корни, и греческие, долгие годы занимаюсь поиском информации о родственниках. В истории семьи много трагических страниц, связанных с репрессиями и войной. Много незабываемых событий. Во время первой ссылки (1938-1949) семья греческой бабушки Елены Дмитриевны Устабасиди проживала в Новом Афоне. Здесь ее сестра Ирина Дмитриевна Устабасиди (Чистосердова), сотрудник архива Черноморского флота, вышла замуж за офицера Ивана Ивановича Чистосердова. У них родился сын Эдуард (всю жизнь прожил в пригороде Краснодара, врач-гинеколог). Семья имела обрывочные сведения о гибели Ивана Ивановича.
В 1947 году он был командирован в Курск для закупки овощей. Был в том трамвае. Выжившие моряки рассказывали, что Иван пытался остановить паникующих людей, кричал, чтобы первыми спасали женщин и детей, сам снова возвращался в ледяную воду за погибающими. Умер в больнице от воспаления легких. Похоронен на офицерском кладбище. Не знаю, приезжал ли кто-то из членов семьи на могилу. Вряд ли. Они же были под особым контролем. Вскоре, в 1949 году, семью выслали теперь уже в Казахстан. Позже они вернулись в Абхазию. Писать можно бесконечно много…»

Кто мог предположить, что в сухопутном Курске в трамвае ехал не один морской офицер, а целая группа командированных? Выходит, что в жуткие мгновения, когда вагон летел к обрыву, под крики и метания пассажиров у кого-то из ребят, наверняка не воевавшего, сдали нервы, он-то и сумел выскочить на глазах студентки Вали. Но в памяти народной такие не остаются.
Другое дело – Иван Иванович. Вчитаемся в один из наградных листов отважного моряка: «Товарищ Чистосердов… организовал из рыболовецких плавсредств отряд, которым лично руководил, по эвакуации войск Крымфронта Керченского полуострова… Принимал также активное участие в боях за станицу Славянскую, город Темрюк, станцию Варениковскую»… в борьбе с фашизмом в составе 145-го полка морской пехоты под городом Шаумяном».
И вот, через пять лет после жестоких боев, Иван Иванович вновь вступил в схватку со смертью. Сколько курян обязаны ему жизнью – точно теперь не скажешь, но, судя по воспоминаниям друзей, Чистосердов был единственным, кто сумел сориентироваться в хаосе и начать эвакуацию растерявшихся, травмированных пассажиров. А о себе позабыл...
Павел РЫЖКОВ.
Фото из архива Эллы ПОДАНЕВОЙ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...