От воздушного тарана до детских сказок
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
От воздушного тарана до детских сказок


В Международный женский день невозможно не вспомнить землячек, чья жизнь была весьма необычной, уникальной и уж никак не вписывалась в патриархальные рамки «киндер, кюхе, кирха» (то есть в переводе с немецкого  «дети, кухня, церковь»).    
Даже по прошествии веков, не говоря уже о десятилетиях, жизнеописания уроженок нашего края воспринимаются с не меньшей увлекательностью, чем репортаж онлайн о каком-нибудь волнующем событии. Перелистаем хроники курского края, остановившись на запоминающихся женских фигурах.
Первая курянка Герой Советского Союза
14 сентября 1916 года родилась будущая советская летчица, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, старший лейтенант Екатерина Зеленко. Ее имя носят улица, школа и даже малая планета. Писатель Николай Шадрин посвятил ей повесть «Я – Чайка!» А вот как рассказывает о курянке российский журналист Геннадий Бочаров: «Жила в Курске на улице Веселой, росла десятым ребенком в семье. Силу, ловкость, смелость ей приходилось доказывать много раз: и при поступлении в аэроклуб, и при отборе кандидатов в Оренбургское военное авиаучилище. Она была сильной спортсменкой. Среди первых финишировала на стометровке, метко стреляла, метала диск, копье и молот, много и охотно прыгала с парашютом. Ее подруга по училищу, позже полковник Нина Ивановна Русакова, заслуженный летчик-испытатель СССР, отзывалась о Кате как о человеке, дружбой с которым гордятся всю жизнь».
– Это был летчик высокого класса, – скажет позже Герой Советского Союза генерал-лейтенант Анатолий Пушкин. – Она родилась для авиации, как птица для полета!
В страшном 1941 году заместитель командира эскадрильи 135-го авиационного полка Юго-Западного фронта Екатерина Ивановна после выполнения боевого задания в районе города Сумы была атакована семью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою отважная летчица одного из них сбила огнем пулемета, а второго таранила. Вражеский самолет рухнул на землю, но погибла и курянка…
В 1990 году, к 45-летию Победы, ее подвиг посмертно был отмечен медалью «Золотая Звезда».
Первая градоначальница
Октябрьская революция и впрямь раскрепостила женщину в российской действительности. Невозможно представить представительницу прекрасного пола в одном ряду с градоначальниками XIX – начала XX веков Василием Гладковым, Прокопием Устимовичем или Георгием Новосильцевым. Удивительные перемены в судьбе Надежды МАСЛЕННИКОВОЙ, родившейся 30 сентября 1905-го в Орле в семье сапожника, случились именно при Советской власти. Царский режим вряд ли позволил бы ей подняться выше чернорабочей службы пути и уборщицы вагонов (на железной дороге Надежда трудилась с 13 лет). Ум и воля помогли комсомолке дорасти до поста директора Орловской шпагатной фабрики, а после переезда в Курск она стала директором промкомбината.
В 1937 году ее избрали председателем исполнительного комитета горсовета, а в следующем году – депутатом первого в истории созыва Верховного Совета СССР. Как отмечают историки, исследующие советскую эпоху, при Надежде Алексеевне в Курске начала активно развиваться промышленность, асфальтировались дороги, расширилась водопроводная сеть. Когда началась Великая Отечественная война, чиновница взяла на себя организацию противовоздушной обороны города, активно участвовала в строительстве укреплений и формировании народного ополчения. Непередаваемо тяжелым было ее возвращение в освобожденный Курск после немецкого ига. Подпись Надежды Масленниковой стоит под важнейшим документом – «Актом Курской городской чрезвычайной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских войск и их сообщников в городе Курске в период оккупации». Полностью и частично разрушены около 2 тысяч жилых домов, все здания здравоохранения и предприятия, сожжено 17 школ, Дом офицеров, медицинский и педагогический институты, городская типография, почтамт, взорваны мосты… И самое страшное – замучены и умерли от лишений более 10 тысяч жителей Курска. Все силы отдавала Надежда Алексеевна восстановлению городского хозяйства.
Когда в 1945 году по линии Международного Красного Креста в СССР прибыла супруга премьер-министра союзной Великобритании Клементина Черчилль, Курский горсовет направил ей телеграмму с приглашением взглянуть на несломленный Курск. Англичанка ответила на послание: «Весьма тронута вашей телеграммой с приветствием и добрыми пожеланиями успеха моему «Фонду помощи России» и весьма любезным приглашением посетить ваш древний город, жители которого переносили так долго и так мужественно ужасы германской оккупации. Если длинная программа, которая уже составлена для меня, даст время сделать этот визит, я буду, конечно, крайне счастлива исполнить его». И 5 мая 1945 года председателя Британского Комитета «Фонда помощи России» встречала председатель исполкома Курского горсовета Надежда Масленникова. Она, в числе прочего, обратила внимание гостьи, что во время оккупации и боев за Курск немцы уничтожили «прекрасные здания детских садов», построенных незадолго до войны. Теперь же часть дошкольных объектов разместили в наскоро восстановленных домах. «Я вижу, здесь у вас делается все, чтобы детям было хорошо, – ответила госпожа Черчилль. – Это – главное, а остальное приложится».
Первая участница отряда космонавтов из Курска
Валентина Мыздрикова (Рышкова) родилась 1 июня 1942 года. Окончила среднюю школу в Курске,  в 1962-м – профтехучилище №1, получив профессию токаря. Работала на «Маяке» и одновременно занималась парашютным спортом в местном аэроклубе. Первый прыжок совершила в феврале 1960 года с крыла самолета Як-12. К марту 1962-го выполнила уже 50 прыжков. За успехи была вызвана в Москву, когда начался первый набор женщин – кандидатов в космонавты. Проходила обследование в ЦНИАГ, подружилась с Валентиной Терешковой – будущим космонавтом №6 (и, как известно, первой среди женщин). Но в период подготовки к полетам врачи обратили внимание на перенесенный гайморит и издали распоряжение об отчислении курянки.
После такого поворота в судьбе и расставания с мечтой о космосе, бывало, ломались даже мужчины-летчики. Но Валентина Мыздрикова сумела найти душевные силы и в 1965 году поступила в Тульский политехнический институт, который окончила в 1971-м с отличием, получив диплом инженера горных машин и оборудования.  С 1971 до 1980 года работала инженером в НИИ «Электроагрегат» (научная лаборатория при заводе передвижных агрегатов), с 1980 по 2000-й – ведущим инженером НИИ предприятия Минобороны («Пентагон») города Курска вместе с мужем Михаилом Рышковым. Супруги жили в деревне Шуклинка, воспитали двух дочерей: Людмила Михайловна – кандидат педагогических наук, преподаватель КГУ, Марита Михайловна продолжила путь родителей.
Валентина Георгиевна ушла из жизни 18 мая 2014 года после тяжелых болезней, связанных с исключительными физическими нагрузками, перенесенными в молодости.
Первая курская писательница
Некоторые творения Екатерины АВДЕЕВОЙ (Полевой) знает каждый из нас и передаст их детям и внукам. Речь идет о сказках «Колобок», «Волк и коза», «Волк и лиса», «Кот, лиса и петух», которые впервые появились в печатном виде именно благодаря Екатерине Алексеевне. Родилась курянка 16 августа 1788 года в купеческой семье, ее младшими братьями были видные журналисты, беллетристы и историки Николай и Ксенофонт Полевые. Семейный бизнес, как говорят в наше время, был связан с Сибирью, поэтому замуж Екатерина вышла в Иркутске (в 14 лет) и сразу же отправилась с мужем на работу в бурятскую Кяхту. Овдовев, купчиха вернулась в родной Курск (1820 год), затем жила в Москве, Одессе и даже эстонском Дерпте (ныне Тарту), где ее зять служил профессором в университете. Среди ее трудов, кроме упомянутых «Русских сказок для детей, рассказанных нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою» (Санкт-Петербург, 1844), нельзя не отметить такие, как «Записки и замечания о Сибири. С приложением старинных русских песен», «Записки о старом и новом русском быте», «Ручная книга русской опытной хозяйки», «Карманная поваренная книга», «Полная хозяйственная книга… с прибавлением домашнего лечебника и домашнего секретаря».  С 1861 года до смерти в 1865-м получала пенсию от Литературного фонда. Видный ученый-фольклорист Владимир Пропп назвал сказки Екатерины Авдеевой «первой подлинной записью из уст народа».
Первая землячка, упомянутая в литературе
Для тех, кто знает имя первого исторически зафиксированного курянина вообще, а также (хотя бы в самых общих чертах) его биографию, секрета нет: речь идет о матери Феодосия Печерского, одного из основоположников монашества на Руси. Правда, до нас не дошло имя родительницы будущего святого, зато ее характер автор хроникального повествования (а был им легендарный летописец Нестор) изображает необыкновенно выразительно. Напомним также, что именно вехи жизненного пути подвижника помогают в датировке возраста Курска.
Будучи с детства набожным, Феодосий (которого, впрочем, звали иначе – летопись приводит только монашеское имя) трудился заодно с собственными рабами, носил железную цепь на теле под одеждой и мечтал о монашестве. А ведь его отец, рано умерший, был высокопоставленным служащим киевского великого князя. Смиренный отрок вызывал гнев матери (в житии эта женщина описана как благочестивая, но притом властная и суровая). Претерпеть от родительницы молодому человеку пришлось много: мать била его, даже сажала на цепь, уничтожала его вериги. Когда же узнала, что сын ушел на богомолье с паломниками, лично отправилась в погоню. Нагнав сына, связала его и вернула домой. Досталось также и странникам.
Наконец юноша решил постричься в монахи. Когда мать Феодосия уехала в село, он отправился в Киев, ориентируясь на купеческий обоз, но не приближаясь к нему. Путь занял три недели. Родительница искала сына и в Курске, и в соседних селениях, объявив, что каждый, кто принесет ей сведения о Феодосии, получит награду. Наконец женщине указали на Киев. Она прибыла в столицу и обошла все монастыри. Увидев, наконец, чадо, обняла его, заплакала и стала уговаривать вернуться домой, ибо она не могла жить без него. С  большим трудом Феодосий убедил мать постричься в соседнем женском монастыре святого Николы, чтобы иметь возможность видеться с ним каждый день. Уже в престарелом возрасте курянка, пережившая прославленного сына, поведала эту историю одному из иноков Печерского монастыря, где Феодосий был игуменом (руководителем).
Павел РЫЖКОВ.
Фото с dddkursk.ru.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...