В ТЮЗе собирают «Феноменов»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
В ТЮЗе собирают «Феноменов»


Видеть сквозь стену, двигать графин силой мысли – обладатели этих и других чудо-способностей соберутся сегодня, 10 октября, в театре «Ровесник». На афише – «Феномены» Григория Горина. Коллектив театра смело приступил к решению столь запутанных вопросов, как человеческие сверхспособности, сверхвозможности и… просто совесть, без всяких «сверх».    
А корреспондент «ГИ» решил заглянуть на одну из завершающих репетиций, чтобы побеседовать с тюзовцами.
– На свежей афише публику привлекает все: с одной стороны, имя автора, одного из немногих отечественных драматургов, кого по праву можно назвать совестью народной, а с другой стороны, сама тема. Казалось бы, уже миновала пора, когда население массово «заряжало» энергией банки с водой перед телеэкраном?
Игорь Селиванов, главный режиссер театра:
– О нет, пришло «второе дыхание»: ожили сериалы о супергероях, в прайм-тайм показывают мальчика, играющего на пианино не тем, чем надо, и другие удивительные явления… И многие люди смотрят на все это как на гарантию защиты от напастей.
– В СССР Григорий Горин был, скажем мягко, не самым издаваемым писателем из-за честного взгляда на пороки общества и отдельных людей. Но, слышал, актерам как раз больше нравятся образы отрицательные, там больше возможностей «развернуться»?
Игорь Селиванов:
– Однозначно отрицательный здесь только один персонаж, брат Михаила Прохорова – Антон. Второй человек, действующий как бы от лица злых сил, – Олег Николаевич. Но на самом деле он спасает любимую жену. Более того, он пожертвовал своими способностями, чтобы у нее все было хорошо. Любовь – христианское чувство!
– Евгений, у вас роль пусть и не самая зловещая, но и не благостная, как влюбленный горец Юван в спортивной драме «Команда».
Евгений Лемещенко, исполнитель роли Олега Ларичева:
– В этот раз для меня ново вообще все. Выходов у меня в «Феноменах» немного, но каждый из них несет иную задачу, каждую нужно осмыслить. Сложно дается роль. Пока я еще в поиске. Чем и хорош театр, в чем у него всегда будет преимущество перед кино, – каждый спектакль играется хоть немножко по-новому.
Игорь Селиванов:
– И каждое поколение актеров вносит в спектакль частичку себя, представляет знакомую историю чуть-чуть по-новому. Впрочем, кто-то из зрителей ностальгирует о составе, виденном много лет назад, – бывает и так. Но это явление неизбежное, ведь приходят новые исполнители со своими эмоциями.
– Виталий Александрович, у вас удивительное амплуа, на мой взгляд: вы словно «взрываете» любую ситуацию своим темпераментом. От ваших Кочкарева, Ломова просто некогда дух перевести! В премьере, конечно, вы тоже что-нибудь «взорвете», тем более что и содержание пьесы предполагает нескончаемые сюрпризы?
Виталий Конорев, исполнитель роли Евгения Иванова:
– Ждете взрыва? Постараюсь обеспечить. Чем мне нравятся мои острокомические герои, – тем, что для их «рождения» действительно нужно себя чем-то взорвать изнутри. Новая роль мне уже нравится, герой вроде бы и случайно угодил в эту компанию феноменов…
Игорь Селиванов:
– Но на самом деле никто здесь не случаен, каждый нужен, чтобы спектакль выстрелил и попал в яблочко. Вот и герой Виталия – гиперответственный, всех бранящий инженер Иванов, очень важен.
Виталий Конорев:
– Когда читаешь пьесу Григория Горина в первый раз, думаешь, что это просто сатира, бичевание недостатков. Но там есть глубокая философская подоплека. Фальшивый человек главенствует. А тот, кто действительно может сотворить что-то необычное, оттеснен за спину. Как и в жизни бывает…
Игорь Селиванов:
– И эта выдуманная история, как ни странно, очень близка к подлинной жизни нашего театра «Ровесник». Точно так же как одна из основных персонажей, Ларичева, разъезжала по всему Советскому Союзу в поисках «феноменов», так и основатель ТЮЗа Игорь Владимирович Селиванов с самого начала неутомимо ходил по школам Курска и просматривал, прослушивал ребят. Подойдите к портрету Игоря Владимировича в большом фойе, рядом помещены несколько снимков самых известных его воспитанников. И Виктор Мархасев – профессор Школы-студии МХАТ, и Михаил Файнштейн, чьи документальные фильмы о звездах кино видел каждый… И невозможно не узнать Леонида Громова. Он, если не ошибаюсь, до сих пор не получил никакого почетного звания, даже заслуженного, тем не менее является одним из самых узнаваемых актеров российском кино благодаря таланту и обаянию. Вот так год за годом отец этих мальчиков и девочек высматривал, потом начались наборы в студию уже в этих стенах. Игорь Владимирович верил в таланты! А талант – это не фабрично, это уникально.
– Кстати, сколько человек «от 11 до 110 лет» участвовали в очередном прослушивании вчера?
Игорь Селиванов:
– 70. И каждый – личность. Вот мы здесь, четыре актера, представляем четыре личностных типа. А отец научил нас взаимодействовать и вместе «делать театр». Находил к детям ключик и потихонечку развивал… И вот эта его вера в талант – это для меня очень важно. Отец верил, что есть такие вот Мишки Прохоровы, что их заветное время все-таки наступит.
– Александр, кстати, для вас это первая главная роль, если не считать Второго пингвина?
Александр Тюленев, исполнитель роли Михаила Прохорова:
– Да, первая серьезная роль. И мой Мишка совершенно не комичен, он целиком состоит из правды.
– Фигура из того же ряда, что и горинские Тиль и Мюнхгаузен?..
Игорь Селиванов:
– Да-да, в Михаиле Прохорове намешано много русских архетипов: от Ильи Муромца до князя Мышкина. Как-то  все эти светлые качества в нем умещаются: доброта, наивность, вера в перемены к лучшему…
Александр Тюленев:
– Миша – как ледокол, который ради правды может на своем пути смести буквально все. И именно в этих сценах мой герой мне больше всего нравится!
Игорь Селиванов:
– И еще я скажу про персонажа, которого играет Виталий Александрович. Опять же – налицо перекличка с нынешним временем. Сегодня в стране огромный спрос на работников, умеющих приложить руки к настоящему делу. На инженеров. Творцов реальности не хватает.
За представлением, которое предстоит увидеть курянам начиная с 10 октября, скрывается долгая работа не только режиссера и актеров, но и работников всех цехов, воссоздавших на сцене гостиничный номер, населенный суперменами отечественного разлива
– Давайте назовем художника-постановщика. В предыдущей премьере в обычной квартире XXI века было буйство джунглей и всполохи костра, на котором кого-то жарят. А здесь какая цветовая гамма?
Игорь Селиванов:
– Художником, как и в большинстве спектаклей нашего театра, выступила Елена Страшинская. А Евгений Лемещенко, помимо исполнения одной из главных ролей, отвечает и за все эти, как вы говорите, «всполохи». Но всех секретов открывать не будем.
– Пьеса написана в конце 1970-х. Атрибуты эпохи есть или декорации с реквизитом более условны, какую эпоху хочешь, ту и представляй?
Игорь Селиванов:
– Мы не вымарываем приметы времени, но, с другой стороны, не отсылаем зрителей в конкретную эпоху. Есть в театре такой специфический жанр – ретро-комедия, когда люди приходят повспоминать о том, как жили когда-то. Но «Феномены» для нас – история всегда важная.
Беседовал Павел РЫЖКОВ.
Фото с vk.com/theaterrovesnik.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...