Морские дороги Алексея Волкова
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Морские дороги Алексея Волкова


Последнее воскресенье июля – День Военно-морского флота. Даже «сухопутные» края России не останутся в стороне, ведь земля любого региона растила и растит защитников морей.    
Так, в Курске в полдень на пляже возле улицы Дубровинского начнут представление артисты областного Дома народного творчества. И все же главные участники праздника – сами отважные моряки всех поколений, тем более фронтовики Великой Отечественной, – такие, как Алексей Иванович ВОЛКОВ.
Обеты, данные на Соловках
…У российских матросов и офицеров есть шутливая расшифровка аббревиатур на своих погонах. Согласно этому «толкованию», «СФ» означает «Суперфлот». Но по уставам эти буквы, конечно, являются сокращением от «Северный флот». Это объединение войск, увы, иногда упускают из виду, когда заходит речь об истории Второй мировой, а ведь в Баренцевом, Белом, Карском морях эпохальные  события, не уступающие по накалу и значению нашим победам на 1-м Белорусском фронте или 3-м Украинском. Недаром документы, ставшие вехами насыщенной биографии, Алексей Иванович заботливо передал на вечное хранение в государственные архивы. Пожелтевшие странички отразили не только его судьбу, а долю сотен тысяч краснофлотцев (так до 1946 года называли матросов), сержантов, старшин, мичманов, капитанов всех рангов…
Нередки были случаи, когда ребята устремлялись на защиту Родины, еще не достигнув совершеннолетия. Таков и путь парнишки из Рыльского района. Алексей Волков отправился на призывной пункт, когда малая родина еще не была полностью очищена от оккупантов. Вместе с младшим братом и другими мужчинами прошел через множество смертельных испытаний рядом с партизанами Рыльского отряда.
«ГИ» уже писали, что юноша, которому едва исполнилось 17 лет, вместе со сверстниками прошел пешком до города Ефремова Тульской области. Но после тифа, тяжело перенесенного в запасном стрелковом полку, Алексей долго выздоравливал и не был включен в маршевую роту для отправки на Курскую дугу. И неожиданно для самого себя был зачислен в ряды новобранцев, которым предстояло служить на Северном флоте. «Поправится на флотских харчах!» – по-отечески решил морской офицер из призывной комиссии.
Именно в нынешний  праздник, 26 июля, то есть ровно 77 лет назад, курянин прибыл в Архангельск и начал обучение во флотском полуэкипаже, а затем на несколько месяцев его биография была частью общей судьбы морской школы на Соловках, носившей имя Героя Советского Союза Ивана Сивко. Курянин обучался морским премудростям до мая 1944-го. До Победы оставался год. И каждый день из 365, пережитый на минном заградителе «Юшар» под немецкими бомбежками и под жалом немецких торпед, мог стать последним в жизни краснофлотца и его товарищей по экипажу… Хронику флотского периода в судьбе Алексея Ивановича предоставил филиал Центрального архива Министерства обороны РФ – Центральный военно-морской архив в Городе воинской славы Гатчине Ленинградской области.
Учебный отряд на Соловках приказал создать главнокомандующий, Адмирал Флота СССР Николай Кузнецов. Из четырех с лишним тысяч ребят, прошедших морскую науку, каждый четвертый погиб в боях: на Северном флоте, Балтийском, Черноморском, чуть позднее, летом 1945-го, – на Тихоокеанском… Командиром отряда был назначен опытный военачальник, генерал-майор береговой службы Петр Броневицкий. Советский флот получал подготовленных минеров, торпедистов, электромехаников… Алексея Волкова здесь готовили на химиста–краснофлотца, умеющего, например, создавать дымовые завесы в бою. Впрочем, научился курянин и заменять многих из 132 членов экипажа, часто приходилось быть заряжающим артиллерийского орудия.
Среди льдов и огня
Название минного заградителя ЗМ-93 «Юшар» означает «Югорский Шар», то есть пролив, путь из Баренцева в Карское море между материком и островом Вайгач. Кстати, «Вайгач» в переводе с ненецкого языка означает «остров страшной гибели» или «земля смерти». И в самом деле, в этом районе Северного Ледовитого океана, вплоть до моря Лаптевых, таилось огромное количество подводных лодок немецкого военного флота – «кригсмарине», реяли бомбардировщики «люфтваффе» (в воздухе немцы поначалу имели преимущество над советскими ВВС). Целью врага были арктические конвои, доставлявшие из Англии в порты Мурманск и Архангельск важнейшие для Советского Союза грузы – оружие, военную технику, словом, помощь от союзников.
– К нам пришел 41 конвой, в обратном направлении их ушло 36, – твердо помнит хронику тех лет Алексей Иванович
Живет в памяти и образ командира – Николая Федоровича Шубина, отмеченного многими орденами и медалями. «Отконвоировал 32 транспорта, перевез 500 человек войск и 2086 тонн продовольствия в различные пункты… В штормах и туманах, во льдах и снежных зарядах без достаточного навигационного оборудования при наличии подводной и минной опасности тов. ШУБИН отлично справился с поставленными перед ним боевыми задачами и завершил кампанию 1943 года без единой потери и повреждений как у своего корабля, так и у конвоируемых им транспортов», – говорится в одном из наградных листов. В другом документе упоминаются и 5 встреч с немецкими подлодками, каждую из которых «Юшар» решительно контратаковал, заставляя уйти на глубину. Николаю Федоровичу доверили руководить большим конвоем «ЮБ-5» в ноябре 1944 года в неимоверно тяжелых природных условиях.
Транспорты «Буденный», «Сура» и «Енисей» и танкер «Фрунзе» сопровождались эсминцем «Достойный», минным заградителем Юшар» ЗМ-93, тремя тральщиками типа ТЛМ и так называемым «большим охотником» БО-141. Как отмечает историк Виктор Пузырев, у многих из этого перечня имелись серьезные технические неисправности после напряженной работы в условиях Арктики: течь в корпусе, отсутствие якорей, а у «Суры» были засолены котлы, и скорость транспорта не могла превысить пяти узлов (один узел – 1852 метра в час). Суровое испытание началось в ночь на 22 ноября: ветер усилился до 9 баллов, пошел густой снег, борта обледенели, наконец, при нулевой видимости корабли потеряли друг друга, а на тральщике Т-109 в носовую часть стала поступать забортная вода. Чтобы сориентироваться, пришлось стрелять трассирующими снарядами.
Николай Шубин послал на помощь тральщикам эсминец «Достойный», и тот с большим трудом в сплошной снежной пелене отыскал с помощью радиолокации Т-110, но командир тральщика сообщил, что Т-109 сейчас еще тяжелее. К утру аварийный корабль погиб почти со всем экипажем и командиром, старшим лейтенантом Яковом Величко. Эсминец спас лишь трех воинов, из последних сил державшихся на спасательном плотике. На другой день конвой «ЮБ-5» встретился с «ЮБ-6» в Индигской губе, а вскоре прибыл на важную военно-морскую базу в Иоканьгу, выполнив приказ. Боль от потери товарищей не заживает в сердце Алексея Ивановича и через 75 лет…
… Но вот настал май 45-го. Заветная  весть – Победа!  Вместе с нашими моряками радовались англичане, которые, по убеждению патриота России, своими «караванами дружбы» спасали прежде всего не нашу страну, а свою собственную. Но для Алексея Волкова «сухопутная» жизнь началась лишь через несколько лет, после службы в 8-м отдельном дивизионе торпедных катеров и на малом боевом корабле для поиска подводных лодок. Точнее, даже в Курске капитан-лейтенант никогда не забывает о том, что Родина нуждается в новых поколениях военных моряков. Алексей Иванович трудился в комитете общества ДОСФЛОТ (ныне часть ДОСААФ), учил молодежь морским премудростям, даже ходил с ними в речные походы – увлекательные и познавательные. Гордится общением с Геннадием Лячиным – герроем-командиром АПРК «Курск». В почтенном возрасте, выйдя на пенсию после десятков лет труда в оборонной промышленности, возглавил ветеранское объединение ВМФ и доныне участвует в работе городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.
Павел РЫЖКОВ.
Фото Влада МАЛЫШКО
и из архива героя публикации.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...