И снова о таланте и поклонниках
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Кто из советских детей не мчался со всех ног со двора к телевизору под задорную мелодию мультика о незадачливом спортсмене «Талант и поклонники»? Только они не  вглядывались в титры с именами авторов  и не знали, что создал его Борис Дёжкин.    
Не обращали внимания на это и взрослые, считая мультфильмы чем-то несерьезным. И все же воздать должное творцу замечательных сказок сумели земляки. Книга «Борис Дёжкин. Страницы биографии» – еще один шаг в деле увековечения памяти о выдающемся мультипликаторе.
…В кино, как и в других видах искусств, не все произведения выдерживают проверку временем. Посмотрите что-нибудь популярное из 30-х, пусть и увенчанное Сталинской премией, какого-нибудь «Великого гражданина» или «Партийный билет». Если вы не из ВГИКа, реакцией наверняка будут скука и недоумение. А мультики тех же лет «Отважный моряк» и его, как теперь говорят, сиквел «Почему у носорога шкура в складках» – смотрятся живо и захватывающе, несмотря на черно-белую пленку и технические шероховатости! Эти картины, с которых начинался легендарный «Союзмультфильм», стали стартом и фильмографии Бориса Дёжкина, недавнего заводчанина-слесаря.
Походка и ухмылка у морячка узнаваемые, «дёжкинские», как 30 лет спустя у игроков команды «Метеор». С тех пор все, что в кадре бегало, прыгало, плясало, маршировало, вальсировало, – будьте уверены, вышло из-под карандаша курянина.
Кстати, для него было чем-то вроде ритуала перед работой хитрым щелчком отправить  карандаш в полет и на лету поймать. Впрочем, с такой же легкостью мультипликатор прямо в тесноватых коридорах студии на улице  Каляевской мог отправить в полет и… самого себя. Но не эти чудачества заставляли младших коллег во все глаза вглядываться в чудеса, творимые мэтром чуть постарше их самих с помощью одного-единственного глаза…
Куряне, причастные к изданию книги, называют ее появление  чудом. Комитет по культуре  области в сентябре нашел к 105-летию Бориса Петровича финансовые средства на приобретение издания, но книгу до конца года еще предстояло написать и напечатать.  Времени оставалось пара-тройка месяцев, но это не испугало.
Специалисты Курского кинофонда Анна Седикова и Светлана Бондарева обработали и подготовили к печати сотни фотографий. Им помогали бывшие коллеги, живущие в других городах: Наталья Морозова и Екатерина Кислицына. На правильное юридическое оформление процесса, включая экспертизу и координацию документооборота между пятью (!) организациями, была всего одна попытка. Но и ее, благодаря профессионализму юрисконсульта кинофонда Кристине Луниной, оказалось достаточно. За текст  отвечали редактор по репертуару кинофонда Оксана Саницкая и автор этой публикации, корреспондент «ГИ» Павел Рыжков. Ну и, конечно же, главным идейным вдохновителем творческой группы в создании монографии стал директор   кинофонда Андрей Немиров.
«Пятым автором книги» куряне называют ответственного секретаря издания Станислава Дединского, сумевшего в кратчайшие сроки создать превосходный макет, который оставалось только напечатать, с чем блестяще справилась   типография «Константа».
Драгоценные воспоминания Евгения Мигунова, Ивана Иванова-Вано, Федора Хитрука, Юрия Норштейна и других прославленных деятелей отечественной мультипликации также вошли в чудесную книгу.
«Ура! Ура! Идет мультипликация! Мы всех ее героев узнаем», – писал детский классик для спецвыпуска «малышового» журнала, посвященного кино, и среди любимейших персонажей, конечно же, нельзя было не поместить дёжкинских «метеоровцев». И в заставке, снятой Юрием Бутыриным и предварявшей показы мультиков в 70-80-е, рядом с Волком и Зайцем, Чебурашкой и Геной мчатся в телецентр вечные спарринг-партнеры из спортивной серии: «плохой» и «хороший», «красный» и «синий». И фигурки в настольном хоккее разрисовывались опять-таки под этих парней…
Не правда ли, понятия о чести и достоинстве, товариществе и благородстве не только в спорте, а вообще в каждодневной жизни советские дети черпали из «Необыкновенного матча», «Матча-реванша», «Снежных дорожек»? На примере заек, мишек и мягких игрушек учились быть Людьми! И заслуга в этом принадлежит человеку, чье имя уже к печальному часу ухода из жизни, к 1992 году, увы, оказалось забытым.
Помните, сколько низкопробного в ту пору хлынуло через ТВ-каналы? И какие бы выкрутасы (я не про одноименную талантливую ленту Гарри Бардина) ни являл на свет мировой мультпром, зрители всех возрастов с надеждой ждали, когда же покажут старые добрые истории о ледовых баталиях…
Ждала в Москве и Ольга Владимировна Гайдук: ну должен же кто-нибудь вспомнить о заслугах ее супруга!
Вспомнили и на родине советской мультипликации, и на малой родине Бориса Петровича. И книга, которую получат все библиотеки области, не могла бы явиться на свет без двух энтузиастов. Один – шеф-редактор «Союзмультфильма», журналист, киновед Сергей Капков. Другой – директор Курского кинофонда, заслуженный работник культуры России и тоже журналист и киновед Сергей Малютин.
В Москве Сергей Капков в 2004 году выпустил в свет интервью с Ольгой Гайдук – «Несчастный клоун с внутренним плачем». В Курске Сергей Малютин первым поднял вопрос о том, чтобы подарить имя и дух выдающегося творца анимационному фестивалю.
Это несколько летних дней кинопоказов, карнавалы с маскарадами, мастер-классы известных профессионалов, выставки рисунков, творческие встречи, концерты и даже цирковые представления  – такого внимания к заслугам кого-либо даже из числа лучших мультипликаторов СССР не видала и Москва! И об этом тоже рассказывает читателям яркий томик в 256 страниц.
В начале февраля книгу представили гостям библиотеки имени Николая Асеева. Настоящим праздником стал выход книги для Ольги Гайдук.
– Бесконечно благодарна ее создателям, – поделилась Ольга Владимировна. – Книга была для меня просто миражом, несбыточной мечтой, призрачной надеждой, я была уверена, что не доживу до этого дня… И вдруг держу в руках эту монографию о Дёжкине! Переполняют невероятные эмоции. Большое спасибо и низкий поклон всем, кто причастен выходу   издания!
– Для меня становится большой радостью любое событие, воскрешающее память о наших мультипликаторах – будь то книга, документальный фильм, передача, журнал, статья, поскольку об этих людях почти ничего неизвестно, – признался Сергей Капков. – Чтобы восстановить биографию того или иного мультипликатора, мне приходилось не только наводить справки через родственников, коллег, а иногда и милицию, но и часами искать и очищать давно заброшенные могильные плиты на кладбищах, чтобы разобрать имена и даты жизни... А здесь – целая книга, созданная знатоками мультипликации при поддержке комитета по культуре   области!
До Дёжкина отечественная мультипликация была иной – плоской, бумажной, марионеточной: в технике «перекладка» персонажи и декорации составлялись из фигур, вырезанных из бумаги и других плоских материалов. Более того, анимация не была адресована детям. Сюжетных сказочных историй почти не было, а мультфильмы  в основном  носили характер политических агиток и памфлетов. Фильмы учили, как оплачивать коммунальные услуги, были призваны формировать определенное мировоззрение в массах, например, один из них назывался «Как Авдотья стала грамотной», заявляли о государственных идеях, так, один из мультфильмов повествовал о революции на Марсе… Режиссеры и художники делали все сами! И тут вдруг Дёжкин самостоятельно осваивает профессию аниматора, которую на Западе вводит Уолт Дисней... По одной из легенд, сам товарищ Сталин заявил: «Хочу советского Микки Мауса!» Аниматор – это художник, который придает натуралистичность движениям персонажей, по-настоящему одушевляя их. Дёжкин оказался в первом эшелоне мультипликаторов-аниматоров и продолжил эти традиции, став впоследствии еще и режиссером.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...