Морская азбука Юрия Гришко
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Морская азбука Юрия Гришко


Угодить в «болото» на военно-морском языке – попасть в штиль. А если заметили на борту корабля «баклана» – речь о чайке. Впрочем это не полный словарь моряка, которым с корреспондентом «ГИ» поделился офицер-подводник, капитан II ранга Юрий Гришко.    
Юрий Алексеевич в детстве мечтал быть военным по примеру дяди Виктора Ивановича, который большую часть жизни отдал службе в танковых войсках.
Маленький Юра мечтал о романтике морских походов, шири океанских просторов, соленых ветрах. Однажды получил судьбоносный подарок – «Азбуку моряка» с  картинками и рассказами о флоте.
После школы поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище. Это было единственное учебное заведение в СССР, готовившее офицеров-политработников для ВМФ.

Солнце и звезды – карта моряка
После каждого курса будущие покорители морей проходили практику на флоте, закрепляя полученные теоретические знания. После первого Юрий попал на ракетный крейсер «Слава», который сейчас носит название «Москва». Изучали основы организации и боевой подготовки корабля, повседневного распорядка, службу корабельных нарядов, правила военно-морского этикета.
Попасть на «Славу» считалось престижно – в то время это был современный боевой корабль, которому едва исполнилось два года.
Будущий офицер узнал иной мир, где у каждого предмета особое название. Например, лестницу моряки называют рапом, колокол – рындой, а в слове компас ставят ударение не на первый слог, а на второй.
После второго курса Юрий проходил комсомольскую практику в Североморске на большом противолодочном корабле «Маршал Василевский». Запоминающейся стала третья практика – штурманская.
– На учебном корабле «Гангут» совершили поход из Кронштадта в Севастополь вокруг Европы, – рассказал Юрий Алексеевич. – Это было незабываемое, полное романтики приключение. Но от нас требовалось не любоваться морскими пейзажами, а нести штурманскую вахту – отрабатывать практические навыки вычисления пути корабля, определять   местоположение по маякам, Солнцу и звездам с помощью визуальных приборов (пеленгатор, секстант) и по радиомаякам с помощью радионавигационных приборов, вести прокладку на карте с минимальными погрешностями, рассчитывать на маневренном планшете расхождение с целями.
Осваивая навигацию, прошли сквозь туманы Балтийских проливов, преодолели неспокойный Бискайский залив, где всегда большая волна, полюбовались на сказочно-бирюзовое Средиземное море и живописный Босфор.
– В конце похода посетили болгарскую Варну, – вспоминает Юрий Алексеевич. – В то время практиковался обязательный заход в иностранный порт. Курсанты должны были увидеть на практике ритуал встречи корабля, ознакомиться с военно-морским протоколом и церемониалом, ведь в будущем офицерам флота не раз предстоит участвовать в заграничных плаваниях. Все без исключения были «на сходе», осмотрели местные достопримечательности, приобрели сувениры и даже отдохнули на знаменитом пляже «Золотые пески».
На выпускном курсе, на стажировке Юрий Алексеевич открыл для себя Гремиху – закрытый военный городок на Кольском полуострове, который тогда нельзя было найти на карте:
– В той местности – тяжелые условия, сильные морозы и ветры, отдаленность от населенных пунктов. Местные даже шутили по этому поводу, называли Гремиху «городом летающих собак», потому как животные могут не устоять перед мощными порывами ветра.

О кувалде и морской газировке
После выпуска из военного училища лейтенанта Юрия Гришко распределили на Северный флот, в поселок Видяево – базу атомных подводных лодок, где и прошла вся его офицерская служба.
– Повезло, не пришлось переезжать из гарнизона в гарнизон. После береговой базы, с 1996 по 2010 годы проходил службу на соединении атомных подводных лодок на должностях офицера-воспитателя, – говорит Юрий Алексеевич.
Чтобы стать подводником, надо пройти испытания – сдать зачеты по устройству подводной лодки, борьбе за живучесть судна при пожаре и поступлении воды, использованию индивидуальных средств спасения, отработать выход из подводной лодки через торпедный аппарат и многое другое.
Первое погружение и посвящение Юрий Алексеевич совершил на атомной подлодке «Тамбов».
– Правила жесткие – требовалось поцеловать подвешенную за рукоять раскачивающуюся кувалду. При этом надо изловчиться, чтобы не попала по зубам, – вспоминает офицер.
Участник ритуала выпивал плафон забортной воды, заедал сушками и получал от командира лодки «Свидетельство подводника».
– Вода на глубине холодная, на вкус как газировка, – рассказывает Юрий Алексеевич.

Несостоявшийся поход
Осенью 2000 года планировался поход кораблей Северного и Балтийского флотов в Средиземное море. В состав ударной группы во главе с авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» были включены и атомные подводные лодки «Курск» и «Псков», где Юрий Алексеевич проходил службу в должности заместителя командира по воспитательной работе. Перед большим походом морякам «Курска» предстоял выход в море на учения на несколько дней.
– Наши лодки стояли на одном пирсе. Когда провожали ребят, командир посоветовал снять их отход на видеокамеру, – вспоминает Юрий Алексеевич. – Не стал, подумал, выход короткий, скоро вернутся. Незадолго до этого беседовал по душам с заместителем командира по воспитательной работе Александром Шубиным, старпомом Сергеем Дудко, другими офицерами... Никто не мог и представить, что это их последний поход.
После гибели АПРК «Курск» все выходы в море временно отменили.
С далекого Заполярья Юрий Алексеевич переехал с семьей в Курск в 2017 году.
– Город красивый, климат отличный, да и много друзей-курян тут, – отмечает отставной офицер.
Юрий Алексеевич работает помощником военного комиссара по военно-патриотической работе.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...