По дороге к 1000-летию: Воспоминания о будущем
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
По дороге к 1000-летию: Воспоминания о будущем


Пятая и шестая страницы фотоальбома, который готовится к печати (предыдущие были опубликованы в №131 и 137)    
Война еще не окончена, а курские архитекторы уже думают о будущем города. Здесь наиболее интересно их видение площадки, которую сегодня называют акрополем или курским кремлем. На месте стариной башни ХVII века – башня-новодел, аналогичная той, что рядом со зданием бывшей мужской гимназии. Воскресенский храм отсутствует.
Интересная деталь: улица Дзержинского, поднимаясь к Красной площади, вдруг уходит под землю. По замыслу подземный путепровод должен был располагаться под широким тротуаром четной стороны улицы Ленина и выходить «на свет» рядом с мединститутом. В середине 1950-х эту задумку ввели в генплан, но реализовать так и не смогли. Впрочем, тротуар по четной стороне улицы Ленина по сей день гораздо шире противоположного. И еще деталь: улица Радищева рядом с улицей Дзержинского переходит в транспортную эстакаду и пересекает ее по верхнему уровню
Конкурс проектов реконструкции исторического центра города «Курск-2032» позволил заглянуть в будущее нашей малой родины. Кто победил – не так уж и важно. Сверхзадача у этого мероприятия другая – стать точкой отсчета в подготовке города к 1000-летию, установить на должную высоту планку требований в этой работе.
Всматриваясь в проекты-победители, ограничимся мудрой формулой «Поживем – увидим». Другой  разговор, что в 2032 году это вряд ли будет тот Курск, который блистает с конкурсных планшетов.
Однако при любом исходе не хотелось бы растерять тот позитивный запал (сверхзадачу). Сам факт, что инициатива принадлежит первому лицу региона, вселяет надежду, что разговорами и протоколами о намерениях дело не ограничится.
Можно ли утверждать, что предыдущих руководителей области и города эта тема интересовала мало? Конечно, нет. Особенно если вспомнить послевоенное восстановление Курска. Нельзя не упомянуть и середину 1930 годов, после того как нашему городу в 1934-м вернули статус областного центра. Тогда у Курска появились новые финансовые возможности, возникли соответствующие требования и к самому городу. То есть реконструировать Курск стало не только реально, но и необходимо. Проектов реконструкции исторического центра Курска в то время было несколько, и они не носили строго обязательный характер – как послевоенные. То есть на этапе архитектурных задумок – полная свобода творчества. И это требование вполне объединяет тот период с нынешним конкурсом.
Такой формы как генплан тогда не было, а потому сейчас трудно сделать вывод – что собирались реализовывать в 1930-е, а что оставить «на потом». Опять же потом была война… Но,  всматриваясь сегодня в эти проектные прорисовки, несложно увидеть акценты, характерные для многих футурологических архитектурных задумок того времени. Скажем, у большинства авторов Первомайский парк полностью или частично застроен: спортивные сооружения, общественные здания, объекты культуры… И все это в богатом окружении зелени, но парковые площадки как бы отгорожены от Красной площади новыми зданиями. То есть  в парадность главной площади города не должна была вторгаться зеленая лирика. Даже памятники Ленину (в разных вариантах) не окружены зелеными скверами (как сегодня), а открыты и доступны со всех сторон. Это – классический подход.
Красная площадь в разработках 1930 годов более локальна чем сегодня, та ее часть, что тянется от начала улицы Дзержинского до Знаменского собора, значительно сужена и превращена в обычную улицу или в кустарниковый сквер. Подъезда к собору с этой стороны нет или он затруднен. А в некоторых случаях даже сам вид на собор с севера перекрыт новыми крупными зданиями. Здесь сказывается тот факт, что культовые сооружения не были тогда в чести, а сам собор к 1937 году уже превратился в кинотеатр.
Конечно же, в тех задумках можно найти много недоработок с позиций нынешнего Курска, перегруженного автомобильными потоками и остро нуждающегося в транспортных развязках.
Но есть в нашем городе площадки, коих творческий порыв конкурса практически не коснулся. Скажем, косогор от улицы Павлова и восточной кромки Первомайского парка в сторону реки Тускарь. От Красной площади – не более 100 метров. Неухоженно выглядит этот склон сегодня: все заросло диким кустарником и бурьяном вперемежку с локальными свалками. Причина в том, что горожане давно уже не нуждаются в самоочищении склонов от растительности – много других топочных материалов. А ведь сравнительно недавно склоны эти были идеально чистыми: все поросли собирались для топки.
Склоны переходят в задворки Нижней Набережной: огороды, гаражи... Одним словом, для красивых архитектурных разработок площадка неблагодарная. И все же во второй половине 1930 годов курский архитектор Алексей Шуклин на соответствующем конкурсе среди прочих своих работ представил рисунок того самого косогора – от Первомайского парка в сторону реки Тускарь. Ротонды, каскады мраморных лестниц, смотровые площадки...  На том же рисунке восточная часть парка застроена. Уже тогда на улице Нижней Набережной построили и запустили ТЭЦ и провели к ней технологическую железнодорожную ветку. То есть видовое пространство начали «портить» еще в 1930-х.
В курской архитектурной среде тогда бытовало мнение, что в центре крупного города парку не место. Для этого, дескать, в Курске есть более подходящие площадки. Уже после войны Первомайский собирались превратить в несколько скверов между пятнами застройки. Однако, когда начали строить электроаппаратный завод, возникла потребность в зеленой зоне, отгораживающей предприятие от города. Сегодня вопрос перебазирования завода на другую площадку решен. А перспективы парка обсуждают.
Для Курска проблема архитектурного освоения склонов особенно актуальна. Люди предпочитают строить на горизонтальных площадках и упорно обходят стороной склоны. Поэтому до сих пор остается пустырем склон Полугоры.
Начиная с 1950 годов, в двух курских генпланах был предусмотрен проект зоны спорта и отдыха на реке Кур – между двух склонов неподалеку от улицы Коммунистической: бассейны, стадионы, скверы. Как и многое другое из прекрасных курских генпланов, эта задумка осталась только на макетах, еще недавно выставлявшихся в областном Доме архитекторов на улице Радищева.
Еще одна площадка исторической застройки – это Барнышевка (площадь Добролюбова). В середине 30-х с ее архитектурным развитием были связаны серьезные дебаты специалистов. До наших времен дошли лишь немногие работы на эту тему. На мой взгляд, наиболее интересна задумка обустроить там Музейный парк. Тема достойна внимания и сегодня.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...