Дизайн-код: от проектного дежавю до «курского стиля»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дизайн-код: от проектного дежавю до «курского стиля»


В Курске продолжается работа по разработке дизайн-кода города. Позади – два общественных слушания. Результатом  этой работы должен стать итоговый документ, определяющий порядок размещения информационных конструкций на фасадах зданий. Похожие уже приняты в нескольких российских городах.    
На примере двух столиц
Обсуждая на прошлой неделе дизайн-код Курска с местными бизнесменами, глава региона испытал определенное дежавю.
– Когда губернатором Санкт-Петербурга была Валентина Ивановна Матвиенко, мне посчастливилось работать с ней в команде, – поделился тогда Роман Старовойт. – Если вы помните, в 2004 году в Питере Невский проспект был весь увешан перетяжками. И захламление рекламой наблюдалось такое же, как в Курске. Мы тогда проделывали то же упражнение, что выполнили сейчас (речь о формате World cafe, в котором работали участники обсуждения дизайн-кода Курска - И.Л.). Нужно использовать опыт регионов, в том числе  Санкт-Петербурга.
Валентина Матвиенко перестала быть губернатором Северной столицы восемь лет назад, но до сих пор в городе ведется борьба с засильем наружной рекламы и неуместных вывесок. Например, на крыше Дома военморов все еще располагаются огромные названия известных компаний, которые видно даже с противоположного берега Невы.
Неплохо в «дизайн-кодировке» преуспела Москва. Требования к оформлению вывесок здесь появились еще в 2014 году. За 2017-й в столице обновили более 1,8 тысячи рекламно-информационных конструкций, за четыре года вывески по новым правилам установлены по 7,5 тысячи адресов. Концепцию для Москвы разрабатывала Студия Артемия Лебедева. Губернатор Курской области на недавней встрече с предпринимателями выразил надежду, что мы сможем справиться собственными силами, не привлекая бюджетные средства. Мы – это общественность, бизнес и чиновники.

Своим путем
Впрочем, при разработке дизайн-кода Курска вовсе не обязательно оглядываться на российские столицы. Есть города поменьше и с меньшим бюджетом, где этот документ уже действует. Так, в Саратове и Нижнем Новгороде – с 2017 года, в соседнем Воронеже – еще с 2015-го, в прошлом году в процесс включились Ижевск и Челябинск, в этом – Калининград, Иваново, Тобольск. Сейчас, как и в Курске, разработкой дизайн-кода занимаются в Кемерове, Новосибирске, Липецке.
Казалось бы, зачем изобретать велосипед, если можно «позаимствовать» и переработать под свои нужды документ другого российского субъекта. Так, например, сделали в Новосибирске, построив работу на примере саратовского свода правил как наиболее отвечающего местной специфике.
У нас решили пойти своим путем. То и дело во время обсуждения будущего дизайн-кода звучат понятия «курский код» и «курский стиль». Правда, в чем он заключается, пока никто из экспертов точно сказать не может.

Правила в картинках
Но для начала неплохо бы разобраться, в принципе, что такое дизайн-код. Вот как разъяснила это понятие советник губернатора Анна Коновалова, выступая перед курским бизнес-сообществом:
– Дизайн-код можно сравнить с прописью. Там есть определенная сетка, но почерк у всех разный.
В интернете можно найти и менее аллегорическое толкование. Дизайн-код – это проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам городского дизайна. Проще говоря, это документ, который объясняет, как размещать вывески, рекламу, киоски, уличную мебель, освещение и так далее.
В качестве примера приведем цитаты из документа, который приняли в одном из городов: «Рекомендуется размещать внутри витрины декоративные объекты, товары, манекены на расстоянии не менее 20 см от остекления... Запрещается использовать баннерную ткань и аналогичные тканевые материалы для оформления витрин». Документ сопровождается графическим приложением, где все это подробно проиллюстрировано.
Сайт, рассказывающий о разработке дизайн-кода Курской области, sreda46.ru. В некоторых  городах дизайн-код реализован с помощью Центра развития городской среды. Анна Коновалова уже проанонсировала создание аналогичного центра в Курской области.
К слову, дизайн-код – не такая уж новелла для Курска.  Год назад в «ГИ» вышел материал,  посвященный правилам по размещению информационных конструкций на фасадах зданий. Он называется «Наружная реклама: новые требования». Вот что рассказал тогда главный архитектор города: «Следующий этап нашей работы – разработка дизайн-кода улиц. Он может включать цветовое решение улицы в целом и рекомендации по размещению рекламы. Мы сделали запросы и получаем предложения по разработке. У нас есть приказ комитета по охране культурного наследия, который касается рекламы на памятниках архитектурного и исторического наследия. Сейчас появились рекомендации областного департамента архитектуры. Есть предложения полиции и прокуратуры. Мнение общественности тоже учитывается: при разработке проекта рассматриваются обращения населения. Все это надо обобщить и оформить отдельной главой в Правилах благоустройства. Будет система – будут ограничения по размерам и внешнему виду. Необходимо прийти к единообразию требований к наружной рекламе, а потом совместными усилиями контролировать их выполнение. Именно это и приведет к избавлению от «визуального мусора».
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...