По волнам воздушного океана
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«Мы все живем под одним небом, но у всех  разные горизонты», – сказал кто-то из великих. Единственный в Курске пилот свободного аэростата, председатель федерации воздухоплавания области Александр Шатунов любуется на эти горизонты с высоты полета воздушного шара. Что скрывают облака и как не утонуть в безграничном небесном океане, Александр рассказал «ГИ».    
Александр Шатунов обожает экстрим: прыжки с парашютом, полеты на параплане, лыжный спуск с горы, катание на  сноуборде…
Пять лет назад Александр поднялся в горы. Завораживающий вид с самой высокой точки России – Эльбруса – подтолкнул его к мысли о полетах.
– Пробуешь – найдешь лучший для себя вариант. Мой – воздушный шар, – считает Александр. – Не важно, кто ты по образованию, главное – к чему стремится душа. Ведь счастливы те, кто занимается любимым делом.
Управлению аэростатом учился в подмосковном Дмитрове. Кстати, в России около двух сотен дипломированных воздухоплавателей, и половина из них бороздит небесные просторы в Подмосковье.
Получить удостоверение пилота оказалось не так уж легко. Повезло с учителем. Инструктировал Александра мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло – тренер Федора Конюхова, который в 2016 году совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.
– Подготовка  Конюхова отличалась от нашей: Иван и Федор поставили рекорд по длительности полета на тепловом аэростате, – рассказывает Александр. – Кругосветка удалась. Федор облетел вокруг земного шара за 11 дней, побив рекорд другого прославленного любителя приключений – американца Стива Фоссета, который преодолел это расстояние за 13 дней.
Александр о подобном  приключении пока не задумывается. Хотя все возможно.

Кто рано встает, тот отправляется в полет!
Воздухоплаватели постоянно испытывают дефицит сна. Особенно в сезон полетов – летом.
– Встать надо в 2-3 часа ночи, чтобы подготовить аппарат, – рассказывает Александр.
В воздушных путешествиях своя специфика: летом парят на рассвете или перед самым закатом в течение часа или двух.
– Потому что в другое время, между рассветом и закатом, повышается солнечная активность, формирующая мощные восходящие и нисходящие потоки. Это делает полет на шаре малоуправляемым. Зимой воздушные прогулки безопасны в течение всего светового дня, – поясняет Александр.
В путешествие пилот берет высотомер, рации, ноутбук с картой. А о прогнозе погоды узнает заранее: для получения разрешения на полет нужно знать скорость и направление ветра. Воздушный шар летит туда, куда дует ветер, а средняя скорость полета – 15-20 км/час.
Перед взлетом пилот запускает шарик с гелием – смотрит, куда тот полетит, на каких высотах меняет направление.
Максимальная высота, на которую поднимался курянин, – 3 тысячи метров – во время соревнований в Минеральных Водах.
Александр – пока единственный воздухоплаватель в Курской области, но совершать воздушные путешествия ему помогает команда таких же увлеченных людей.
– Только представьте: одна оболочка аэростата весит более 100 килограммов. Конечно, нужна помощь в транспортировке и подготовке к полету, – делится монгольфьер.

Небо зовет
В День города, 28 сентября, курянам подарили необычное зрелище – в воздух взмыли 10 воздушных великанов. На фестиваль аэростатов Александр пригласил коллег из  Белгорода, Липецка, Тулы, Воронежа.
– Идея родилась за три месяца до праздника, – поведал курянин. – За это время предстояло определить точки взлета и приземления.
Оказалось, что подходящих для старта площадок в городе не так уж много. Выбрали Красную площадь, несмотря на некоторые неудобства. Но справились.
– Повезло, что праздник отмечали в субботу, 28 сентября, – продолжил Александр. – По прогнозам синоптиков, это был единственный день на неделе без осадков.
Несмотря на некоторые проблемы – слабый ветер, посадка в незапланированном месте, пилоты не подкачали. А главное – тысячи курян оценили масштаб и зрелищность воздушного шоу.

Вид сверху
Отправляясь в воздушное путешествие, Александр не ставит цели пролететь определенное расстояние или подняться на запланированную высоту. Во время полета можно полюбоваться природой, рассмотреть места, на первый взгляд неприметные. Полет – это ощущение свободы и возможность увидеть то, что обычно скрыто.
– Нравится летать от Щетинки в сторону Свободы, – отмечает Александр. – Когда пролетаешь над Тускарью, открываются фантастические виды.
Иногда, паря над лесом, воздухоплаватель видит косуль и лосей.
В других регионах тоже немало любопытных мест. Запомнились Александру полеты над горами Кавказа.
– Хотелось бы увидеть сверху Железногорский карьер, перелететь Керченский пролив, – поделился планами Александр.
Монгольфьер рассказал о первом чемпионате СССР по воздухоплаванию на тепловых аэростатах, который проходил  в Рыльске в 1991 году. Тогда в соревнованиях участвовали 16 пилотов из разных уголков Союза.
– В 2021 году исполнится 30 лет со дня первого соревнования. Планируем  организовать нечто масштабное и напомнить, что это один из красивых и самых безопасных экстремальных видов спорта. Хорошие традиции надо продолжать!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...