Чего не хватает «Умному городу»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Чего не хватает «Умному городу»


Какой он, город будущего? С остановками, которые подскажут, когда подъедет нужный маршрут. С домофонами, что оповестят об отключении воды и предупредят о пожаре. С системой видеоконтроля, которая поможет оперативно отреагировать на аварию или массовую драку… Технологии не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня.    
Возможности «Умного города» журналистам центральной России продемонстрировали на пресс-туре в Воронеже.
В режиме офлайн… Пока
В феврале 2014 года в Воронеже начали внедрять систему видеомониторинга «Безопасный город». Это лишь кирпичик в здании «Умного города». Сегодня в мозговой центр аппаратно-программного комплекса поступает видео с 3331 камеры. 391 из них – собственность муниципального учреждения, 147 работают в режиме офлайн-аналитики: можно задавать параметры – цвет авто и фото человека, и система сама отыщет в архиве необходимые кадры.
– Реализовали тут технологию распознавания лиц, внедрили аналитическую обработку данных. Планируем ряд новых решений, например, возможность распознавать государственные регистрационные знаки или следить за перемещением животных, – отметил руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Воронежского филиала ПАО «Ростелеком» Павел Подорожко. – Система должна и будет совершенствоваться. Планируем внедрять онлайн-аналитику, чтобы поиск по заданным параметрам осуществлялся по текущим видеопотокам в реальном времени, но для этого потребуются дополнительные мощности сервера.
Пока огромный массив данных хранится и обрабатывается 15 серверами мощностью в 1 петабайт (это примерно 500 млрд страниц стандартного текста, или почти 22 библиотеки имени Ленина). Оборудование импортное, а вот программное обеспечение – отечественная разработка.
Данные доступны 30 суток. Для интегрированных камер – с многоэтажек, соцобъектов и предприятий срок меньше – 10-15 дней. Частное лицо через правоохранительные органы может запросить информацию из архива «Безопасного города». Сейчас в учреждении работают над созданием портала, где будут учтены все камеры, а любой пользователь, вбив адрес и время, сможет получить скриншот (стоп-кадр) с видео и обратиться к правоохранителям для получения записи полностью. Сервис обещают запустить уже в этом году.
Цели «Безопасного города» очевидны: профилактика правонарушений, терроризма и экстремизма, предупреждение ЧП.
– В 2018 году в объектив камер попали 485 общественно-массовых мероприятий. Было зафиксировано 2107 ДТП и 36 пожаров, 1375 административных правонарушений – в основном распитие спиртного и нарушение общественного порядка. С помощью камер раскрыто 72 преступления: кражи, разбои, мошенничества, – рассказал заместитель директора по техническим вопросам МКУ «Безопасный город» Роман Образцов. – Камеры, рассредоточенные по всему городу, позволяют вскрыть большой пласт латентной преступности.
Операторы работают круглосуточно – в три смены. Специалисты продемонстрировали возможности купольной поворотной камеры. Она установлена высоко над оживленным перекрестком и по команде оператора может менять угол обзора и приближать изображение. Это позволяет разглядеть номер с двухсот метров, если машина притормозит.
– Как-то камера зафиксировала на водохранилище неуправляемый плавучий объект, который дрейфовал в сторону опоры линии электропередач, – рассказал ведущий программист МКУ «Безопасный город» Олег Падалкин. – Работники сообщили в МЧС, нашли владельцев, позвонили им. Оказалось, на барже был человек, просто спал. ЧП удалось предотвратить. В прошлом году на проезжей части забил фонтан – прорвало сети. Оперативно отреагировали:  вызвали спасателей, которые перекрыли воду, не допустив размытия грунта и обвала, а соответственно человеческих жертв.
Прогресс – удовольствие недешевое. В 2018-м на установку камер вдоль маршрута следования марокканской сборной по футболу на мундиале потратили около 10 млн рублей. В этом году бюджет проекта – около 23 млн рублей. Средства выделяет областная казна. Деньги пойдут на установку новых камер. В основном они появятся на перекрестках с большим трафиком, в наиболее криминогенных уголках города, а также в парках и скверах – места и ракурсы согласовывают с УМВД.
Информация с камер передается по оптоволокну, что обеспечивает защиту от утечки данных. Как утверждают специалисты, работа комплекса не нарушает закона о персональных данных, так как видео не привязано к фамилии, имени и отчеству конкретного человека.

Остановки подскажут...
...расписание движения, информацию о маршрутах, задержках городского транспорта. Пока в Воронеже оборудовали две умные остановки с такими возможностями – их как демонстрационный образец «Ростелеком» установил безвозмездно. Стоимость каждой – около 2 млн рублей. В стандартной комплектации остановки раздадут вай-фай, предложат зарядить гаджеты. Есть тут и камера видеонаблюдения, которая   поможет раскрыть грабежи, карманные кражи, мошенничества. Плюс она выполняет антивандальные функции. Ведь нередки случаи, когда горожане пытаются оторвать и унести монитор или разбить сам павильон.
– Умному городу не хватает умных жителей, – констатировали специалисты.

Сохранить дороги
Такая задача стоит перед системой весогабаритного контроля. В Воронежской области пока действуют три поста – там, где высокий трафик грузовиков, которые часто едут с перевесом. Оборудование чешское. Датчики заложены в асфальтовое покрытие. Система фиксирует габариты, вес и госномер, делает фото.
– После того  как транспортное средство проехало через все датчики, в течение 5 секунд формируется полный перечень информации, которая выводится в интерфейс системы, – рассказал представитель подрядчика Роман Носальчук. – Когда запустим комплекс полностью, компьютер будет стоять у сотрудников ГИБДД, чтобы они в реальном времени отслеживали нарушения.
От разработки проекта до сдачи объектов прошло четыре месяца. Датчики можно закладывать только в идеальную дорогу. Поэтому в месте, где оборудован комплекс весогабаритного контроля, трасса образцово-показательная. Один такой пост обошелся казне в 40 млн рублей. Для сравнения: штрафы за превышение норм – от 250 тысяч. Но задача – не наказать, а сохранить дорогу, ведь строительство километра трассы в Воронеже в среднем обходится около 3 млн рублей.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...