Творчество поколений
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Творчество поколений


Можно смело говорить о широкой известности художников-керамистов Владимира Бледнова и Лидии Резцовой. И это не будет преувеличением, поскольку визитной карточкой творческой супружеской четы являются знаменитые изразцы на фасаде регионального управления Банка России, памятника архитектуры, известного в стране и за рубежом.    
Семейный союз Владимира Ивановича и Лидии Николаевны был создан в далеком Якутске 36 лет назад. Молодых людей разных профессий  –  геофизика, выпускника Старооскольского геологоразведочного института и  художницу, окончившую знаменитое Абрамцевское художественно-промышленное училище, – объединила не только взаимная любовь, но и общие интересы.
Владимир Иванович с детства интересовался миром природы и народными ремеслами. Лидию Николаевну со времен учебы в ДХШ привлекала пейзажная живопись. Каждый день проходя мимо серых (в то время) стен банка с блестящей желто-фиолетовой керамикой, она восхищалась искусностью старых мастеров.
Семейная жизнь молодоженов началась с двух необычно длинных медовых месяцев:  Владимир два года подряд на весь теплый сезон – с мая по сентябрь –  брал жену в геологическую экспедицию в Сибирь, где вел поиски месторождений нефти и газа. Тайга, палатка и никого вокруг на сотни километров. В свободное время молодой муж делал фотографии и слайды, Лидия писала картины. Итогом таежной жизни стала первая совместная выставка работ супругов в Якутске.

Обоянь
Поняв, что ждет ребенка, Лидия вернулась в родительский дом в Обояни. В 1984 году, после рождения дочери, Владимир присоединился к семье, навсегда расставшись с любимой геологией. Для него нашлось место технолога в цехе керамики, где Лидия работала художником.
– А почему бы и нет? Та же физика-химия. Почитал немного специальной литературы – и все понятно, – говорит мастер.
Цех в те годы выпускал цветочные горшки и блюдца из красной глины. Рисование примитивных цветков и линий на изделиях не могло удовлетворить запросы профессиональной художницы. Это подтолкнуло супругов запустить производство фаянса. Энтузиасты нашли белую глину недалеко от Курска, освоили новую технологию, разработали авторские модели посуды, научили людей литью и как результат – подняли цех керамики на более высокий  уровень. В 1990 году сервизы и вазы затейливой ручной росписи покорили зарубежных гостей международной выставки «Экспо-90». Заключению контрактов обоянцев с Китаем и Германией помешало неожиданное известие о предстоящем банкротстве цеха. Последующие несколько лет Владимир Бледнов – сначала в качестве конкурсного управляющего, затем директора: занимался  спасением и возрождением ставшего родным предприятия.

Курск  
После переезда с семьей в областной центр Владимир Иванович разработал технологию производства огнеупорной керамики для нужд курского завода «Медстекло». Производимые заводом изделия из технического стекла, выдерживали воздействие кислотной и щелочной среды и пользовались спросом как внутри страны, так и на зарубежных рынках. На новом предприятии нашлось занятие и для Лидии Николаевны. Большая заводская печь дала возможность супругам освоить выпуск декоративных напольных ваз. Каждое изделие – произведение искусства, украшенное изящной лепкой и тонкой росписью. Здесь талант керамиста и художницы Лидии Резцовой раскрылся  в полной мере.
После смены собственника завода Владимир Иванович решил приобщиться к ремеслу краснодеревщика. На производстве мебели ручной работы он получил навыки токаря и резчика по дереву. Лидия Николаевна нашла себя в педагогике: обучала искусству керамики детей 28-й школы, почти двадцать лет преподает  студентам  художественно-графического факультета КГУ.
Некоторое время общим местом работы творческой семьи, включая дочь Викторию, стал курский центр народного творчества «Русь». Владимир Иванович и сейчас обучает детей и взрослых работе на гончарном круге, а Виктория – росписи по дереву.

Династия народных умельцев
Виктория впитала дух народных ремесел с детства. Обоянский цех керамики был ее вторым домом. Прекрасный керамист, она лепила из глины сколько себя помнит, но когда мама увлеклась изготовлением оригинальных глиняных икон, что-то дрогнуло в сердце дочери, и девушка пошла учиться на отделение иконописи Курской православной духовной семинарии. Сейчас иконы ее кисти украшают многие храмы и дома верующих.
Две дочки Виктории, можно сказать, родились в художественной школе. Живопись, гончарное дело, художественная лепка, резьба по дереву – все, чем занимаются взрослые члены семьи, дети видят, знают, копируют. Приходя в гости к Лидии Николаевне, внучки первым делом просят: «Пойдем поработаем». За большим столом девочки лепят и расписывают традиционную и авторскую глиняную игрушку. Бабушка – строгая наставница, требует качество и поощряет фантазию и творческие поиски малышек.
Старшей внучке Варе исполнилось семь лет. Она занимается у дедушки и мамы в центре народного творчества «Русь».  А значит есть все  основания говорить о том, что  подрастает третье поколение династии народных умельцев.

Высокое искусство
В разговоре с Владимиром Ивановичем коснулись темы  китайской сувенирной продукции, заполонившей наши магазины. Удивляешься предприимчивости азиатских производителей: статуэтки, глиняные фигурки, разнообразная посуда – на все вкусы и к любому поводу.
– Станок-автомат может наштамповать по двести изделий в минуту, а потом их раскрасить и отправить на обжиг, – машет рукой мастер. – Нам же больше нравится делать штучные вещи: оригинальные настенные панно для организаций и жилых домов, изразцы, предметы интерьера, садово-парковую скульптуру. Декоративные изделия из глины смотрятся свежо, необычно, придают пространству неповторимый образ. В современном Курске почему-то нет традиций украшать скверы керамикой, а ведь этот промысел – характерная  черта нашего края с давних времен.
Помимо изразцов на здании Главного управления Центрального банка в Курске, творчество семьи Владимира Бледнова и Лидии Резцовой можно встретить в разных уголках региона. Они оформляли городские Дома культуры, ЗАГС Центрального округа Курска, трикотажный комбинат, ландшафтно-сервисный комплекс «Журавлино», изготовили керамические детали и иконы  минерального источника «Волков ключ».  Изделия малых форм разошлись в качестве подарков и сувениров по многочисленным друзьям и знакомым, иногородние посетители выставок народных промыслов увозят работы мастеров с собой на память о Курске.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...