Поедем к морю. Через Курск!
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Поедем к морю. Через Курск!


Рассматривая старые фотографии Курска, по определенным деталям можно определить, в каком именно году и в каком месте сработал затвор фотоаппарата. Скажем, если на улице Ленина или Дзержинского красуется кривоватый деревянный фонарный столб, то это период до 1953 года. В то время город еще не украсили стройные металлические столбы, покрытые алюминиевой краской...    
К урск только начинал застраиваться после военного лихолетья, многочисленные пустыри вдоль улиц еще болезненно напоминали о недавних бомбежках и пожарах. Пока только предстояло восстановить кинотеатр «Октябрь» (в недавнем прошлом Знаменский собор), возвести Дом книги, здание городской администрации, гостиницу «Центральная», первую очередь ЦУМа.
Кстати, новые фонари в Курске появились раньше, чем в других городах, разрушенных войной. Вопрос освещения был решен в 1953-м благодаря тому, что через  город проходила магистраль государственного значения «Москва – Симферополь». Точнее – она обходила город с запада по объездной дороге, но это не помешало придать Курску соответствующий статус. В апреле 53-го правительство выделило все необходимые для организации освещения материалы, в том числе чугун. В распоряжении Совета министров РСФСР от 22 апреля 1953 года №1894 так и сказано:
«Выделить в III квартале 1953 года Курскому облисполкому 40 тонн литейного чугуна и 40 тонн лома чугуна на изготовление металлических опор для наружного электроосвещения г. Курска. Председатель Совета Министров РСФСР А. Пузанов».
В нешний облик опор был разработан в мастерской при управлении главного архитектора города, частично позаимствовавшей оформительские решения у москвичей. Курские фонари весьма походили на московские. Изначально использовались светильники рассеянного света типа «молочный шар» с лампами накаливания. Эти светильники были не экономичны, но давали мягкий, ровный свет, освещая не только проезжую часть и тротуары, но и фасады зданий. Опора фонаря состояла из трех заделанных одна в другую стальных бесшовных труб. Кронштейны, несущие светильники, поддерживались узорной чугунной деталью, укрепленной в муфте, скрывающей стыки труб. Для доступа к электрооборудованию в цоколе запроектирована дверка. В земле опора заделывалась в бетон на глубину около 180 см. Изначально опора и чугунные детали окрашивались перхлорвиниловым лаком с алюминиевым порошком. Плафоны светильников в виде «молочного шара» через несколько лет эксплуатации заменили на светильники с плафонами в виде усеченных полусфер. На Красной площади и площади Перекальского были установлены фонари с целой гирляндой светильников и более парадным художественным оформлением шпиля. Газета «Курская правда» (№ 256 от 29 октября  1953 года) писала:   «Благоустройство курских улиц...На улице Ленина в этом году установлено 108 красивых чугунных мачт с электрическими фонарями. Их изготовил курский завод «Металлоштамп». Сейчас ведутся работы по установке таких же фонарей на Красной площади и на улице Дзержинского, всего здесь их будет более 140. Работники треста «Горжилкоммунстрой» спешат завершить эти работы до праздника 7 ноября. Намечено в ближайшее время оборудовать мачты уличного освещения на улицах Карла Маркса и Перекальского... В этом году предполагается также выполнить большие работы по освещению улиц Верхней Луговой, Пионеров и Пастуховской...»
Стройные осветительные столбы уже красовались на главных улицах Курска, но картина сильно отличалась от нынешней. В  первую очередь, по той причине, что вдоль тротуаров тогда не было деревьев, к которым мы привыкли ныне. Надо заметить, что тогда зеленые  насаждения на улицах города были редкостью. Считалось,  что они не должны заслонять архитектуру.
Но вслед за красивыми фонарными столбами на улицах Курска вскоре появились и деревья. И это была уже вторая маленькая «революция» – вслед за улично-осветительной. И обошлась она недешево – в первую очередь, от того, что  каждое деревце снабжалось красивой приствольной чугунной решеткой, а это достаточно дорогое удовольствие.
С тех пор прошло  немало лет, деревья превратились в солидных «ветеранов», иные не прижились... Но сегодня найти хотя бы одну приствольную решетку на курских улицах непросто. Нынешнее приствольное пространство на курских тротуарах – это нередко «оазисы» слякотной грязи, а то и  просто мусорка. А ведь можно устроить здесь зеленый мини-газон что, кстати, попадается все чаще, или клумбу, выложить кусочек грунта галькой или щебенкой – в любом случае это будет выглядеть достойнее.
* * *
В 1957 году на советские экраны вышел цветной фильм «К Черному морю». Он был снят как государственная реклама автотрассы «Москва – Симферополь» и советского автопрома в целом. Посыл картины такой: граждане, если у вас есть личные автомобили, айда на них к южным берегам по шикарному советскому хайвею! Придорожные рестораны, гостиницы, бензозаправки и станции автосервиса сделают ваше путешествие приятным и комфортным! У вас будет возможность проехать через красивые старинные города и лично убедиться, что следы войны уже в прошлом. К слову, эту автотрассу в момент ее проектирования и начала строительства неофициально так и называли: Сталинский хайвей.
Есть в фильме «К Черному морю» и Курск середины 50-х годов. Несомненно, осветительные столбы-мачты украсили город, завершив большой этап в процессе его реконструкции. Но вот деревьям на кромке тротуара еще только предстоит появиться.
К слову, на Западе автотрассу «Москва – Симферополь» «доброжелатели» считали повторением истории «потемкинских деревень» и в целом путешествия императрицы Екатерины II в Крым. Тем не менее на фоне тяжелейших послевоенных проблем поставленная задача была выполнена.
...Сегодня автотрассу «Москва – Симферополь» пересекли государственные границы, но хочется верить, что значимость этого пути рано или поздно будет восстановлена. Впрочем, уже есть варианты...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...