Как помочь ребенку с аутизмом?
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


По данным министерства здравоохранения РФ, количество людей с аутизмом в нашей стране за последние пять лет выросло более чем вдвое:  13897 человек в 2014 году и 31415 человек – в 2018-м.  В апреле с целью привлечения внимания общества к проблеме аутизма в  Курске впервые прошел региональный фестиваль «#ЛюдиКакЛюди». Организаторами форума выступили общественное объединение курских семей, воспитывающих детей с аутизмом, «РАСширяя мир», региональное отделение Всероссийской общественной организации родителей детей-инвалидов и инклюзивный проект «Дышим вместе!».    
На фестивале в тайм-кафе собрались молодые мамы с детьми 2-7 лет.  В двух залах с игрушками, материалами для рисования и лепки увлекательно проводили время как малыши с особенностями развития, так и нейротипичные. По внешнему виду трудно определить, кто из ребят родился особенным. Со слов организаторов, аутизм редко диагностируют в первые месяцы жизни ребенка. Особенности развития обычно проявляются к трехлетнему возрасту и заключаются в трудностях коммуникации, высокой тревожности, стереотипности поведения. Ученые всего мира до сих пор не пришли к единому мнению, что такое аутизм: болезнь или состояние – то есть иная форма работы мозга.

Не такие как все
Виктория Кофанова, председатель КРОО «РАСширяя мир»,  рассказывает:
– У каждого ребенка с нарушением аутистического спектра (РАС) есть личные особенности. Объединяет детей-аутистов несколько признаков: они значительно позже начинают говорить или так и остаются неговорящими, не стремятся общаться, углубляются в себя, концентрируясь на собственных ощущениях или каком-то предмете. Нарушения психики влекут особенности поведения детей-аутистов. Например, во время пребывания в магазине ребенок ложится на спину, истерически бьет по полу руками и ногами, громко кричит. Кто-то из посетителей подумает, что малыш капризничает, требует купить понравившуюся игрушку. На самом деле маленький аутист не переносит яркий свет, шум, резкие звуки и таким необычным для общества образом сигнализирует о неприятных ощущениях.
Виктория сама воспитывает ребенка с таким диагнозом и уверена, что в Курской области специализированная помощь детям с особенностями интеллекта оказывается в недостаточном объеме. Более десяти лет назад в Москве начали использоваться и доказали эффективность передовые методы развития интеллекта и социализации детей с аутизмом. В Курске их не применяют. Задача фестиваля – не только подарить детям инклюзивный праздник с мини-концертом классической музыки и мастер-классами, но и обогатить багаж знаний родителей о методах коррекции РАС: прикладном анализе поведения, сенсорной интеграции, музыкальной терапии, флортайме и альтернативной коммуникации.

Ресурсный класс
Елена Харланова, мама, воспитывающая ребенка с аутизмом, прошла подготовку по методике обучения детей с РАС в московской школе №1465. Там обучение детей с особенностями развития базируется на использовании модели «ресурсный класс». Это помещение, в котором сосредоточены средства и материалы для обучения особого ребенка с учетом индивидуальных требований. С детьми работают квалифицированные педагоги: ресурсный учитель и тьюторы (наставники), которые адаптируют учебную программу под конкретного ребенка.
Детям с РАС из-за сенсорных нарушений трудно сфокусировать внимание на чем-либо: лице говорящего, его голосе или доске. Если обычный человек может легко выделить среди множества предметов один и детально его рассмотреть, ребенок с аутизмом не в состоянии поставить барьер для второстепенной информации, все происходящее в окружающем мире он видит и слышит одинаково. Для облегчения восприятия особенными детьми учебного материала ресурсный класс оборудован партами с перегородками, ограничивающими внешнее пространство.
Первоклассники с РАС практически 90% времени проводят в ресурсной зоне.  Здесь в индивидуальных занятиях закладываются навыки – коммуникативные, академические, социальные. На обычные уроки ребенка приводят сначала на 10-15 минут, постепенно увеличивая время пребывания. Педагоги рассматривают ресурсный класс как стартовую площадку для инклюзивного обучения. Многие методы их работы могут применять родители.
– Сначала не могла определить, на каком уровне мой сын понимает речь, – делится личным опытом Елена. – Разучивала с ним слова, показывая карточки: суп, ложка, яблоко. Учила воспринимать эти понятия на слух, потом – переводить в просьбы,  комментарии. Сейчас сын уверенно говорит, хотя его речь несколько отстает от возрастной нормы.
В московской школе №1465 дети с аутизмом, у которых хорошо развита речь и нет нарушений интеллекта, обучаются в общеобразовательном классе вместе с обычными учениками. Ресурсный класс – это место, где ребенок с тьютором может отработать непонятные моменты учебного материала. Дети с серьезными коммуникативными и/или глубокими интеллектуальными нарушениями постоянно обучаются в ресурсном классе и выходят в инклюзию только на уроки рисования, труда, физкультуры, где их уровень развития соответствует сверстникам.

Вместе со всеми
Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них должны жить и взаимодействовать в едином социуме. Наиболее эффективно социализация особых детей происходит не в процессе демонстрации взрослыми образцов поведения, а при естественном общении с разновозрастными людьми. Зачастую процесс социализации детей с РАС лежит на плечах родителей, и хорошо, что в Курске у них есть помощники.
– Мы регулярно организуем площадки для взаимодействия семей с особенными и обычными детьми. Приглашаем специалистов-психологов, проводим интерактивные экскурсии,  мастер-классы. Большинство горожан нас знают как организаторов фестиваля «Антифон» на Боевой даче, – рассказывает Татьяна Мирзоханова, руководитель инклюзивного благотворительного проекта «Дышим вместе» и Монтессори-студии «Ладошки».
Педагог Юлия Яруллина и вокалистка Татьяна Чапила представили на фестивале историю колыбельной песни, а также презентовали проекты разностороннего развития детей «Классическая музыка с рождения» и «Воспитание искусством».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...