Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)

12  МАРТА

♦ Выдающийся ученый и общественный деятель Владимир Вернадский (родился в 1863-м) в 1909 году на XII съезде естествоиспытателей прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провел колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Ученый отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.
Ученый был директором Радиевого института, биогеохимической лаборатории, возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды. В 1940 году академик возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.

♦ В 1899 году состоялся первый в нашей стране международный хоккейный матч. Это произошло в Петербурге, у Тучкова моста, прямо на льду Малой Невы. Играли отечественная команда «Спорт» и команда англичан, живших в России. Счет 4:4.
13  МАРТА

♦ В 1781 году английский астроном Уильям  Гершель открыл планету Уран. Правда, первоначально он принял ее за комету. Когда выяснилось, что это неизвестная ранее планета, он получил медаль Королевского общества и должность придворного астронома. Сам Гершель назвал планету в честь своего высокого покровителя короля Георга III «Звездой Георга», короткое время она носила имя первооткрывателя, пока немецкий астроном Иоганн Боде не придумал для нее название Уран.
Гершель также открыл и два спутника Урана – Титанию и Оберон, а еще он первооткрыватель двух спутников Сатурна и инфракрасного излучения. Менее известен двадцатью четырьмя симфониями,  которые он написал.

♦ В 2007 году в Москве  у центрального здания Сбербанка на улице Вавилова появился памятник первому вкладчику российской сберегательной кассы Николаю Кристофари, положившему в первую сберегательную кассу 165 лет назад 10 рублей серебром – максимальную в то время сумму вклада.