Курские искусницы дарят людям праздник
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Шитье, вязание, вышивка, создание затейливых украшений из бисера и бус – занятия исконно женские. Одежда, аксессуары, мягкие игрушки, интерьерные вещи, сделанные руками хозяйки дома, не только красивы и оригинальны, но и помогают сэкономить приличную часть семейного бюджета.    
Для многих домашнее хобби становится основным источником доходов. «ГИ» знакомят читателей с тремя курскими мастерицами, которые нашли свое призвание в создании милых авторских вещиц для детей и взрослых.
В последние десятилетия, когда, казалось бы, в магазинах можно купить все, наблюдается настоящий бум женского рукоделия. Мастерицы обращаются к старинным техникам, изобретают новые ремесла. Монотонное и скучное, на взгляд непосвященного, занятие, на самом деле включает правое полушарие, развивает творческие способности и вырабатывает  художественный вкус. Но самое главное – женщина осознает свое истинное предназначение и чувствует себя счастливее.
* * *
Оксана Севрюкова
Специальность «Государственное и муниципальное управление», которую Оксана получала в КГУ, ей как человеку творческому не нравилась изначально. Со второго курса девушка начала подрабатывать в сетевом маркетинге – продавала парфюмерную продукцию. Кроме карманных денег это занятие дало определенные познания в психологии, научило разбираться в людях и находить индивидуальные подходы при продаже продукции.
Получив диплом, Оксана пыталась найти себя в самых различных сферах: менеджер по работе с клиентами автошколы, рекламное агентство,   финансовая сфера и госслужба. Через год-полтора увольнялась, чувствуя, что занимается нелюбимым делом.
Отдыхала душой Оксана на межрегиональных фестивалях славянского искусства в Белгороде, Москве, Подмосковье, Белоруссии.  Протяжные песни и хороводы, женщины в русских народных костюмах, ярмарки ремесел – все это завораживало девушку, создавало ощущение естественной для нее среды обитания. Оксана многому научилась у народных умельцев и сама начала проводить мастер-классы,   учит девушек и женщин умению подчеркнуть природную красоту.
Вернувшись в Курск,   открыла страничку «ВКонтакте». Название выбрала с прицелом на будущее – Мастерская «Берегиня». Пока здесь представлены только ее изделия: авторские ободки, украшенные шелковыми цветами  и  плетением из бусин, рукотворные серьги и броши. Оксана мечтает, что в будущем сможет радовать посетителей виртуальной выставки и лучшими работами мастериц из разных уголков нашей страны.
В прошлом году  ее коллекция пополнилась необычными «коронами Берегини», сделанными из шитья. (Берегиня – хранительница домашнего очага, славянская богиня).  В комплекте с серьгами такая корона создает целостный образ женщины-славянки.
В планах Оксаны – выйти на новый уровень мастерства, найти партнеров среди курских швейных ателье и парикмахеров-стилистов и открыть собственное дело. Ее украшения, специально изготовленные для определенного платья или костюма или ставшие элементом сложной прически, – сделают облик женщины неповторимым.  
* * *
Юлия Ковалева
Автор множества кукол, выполненных в разных техниках, 36-летняя Юлия Ковалева – профессиональный дизайнер. Вся ее трудовая биография связана с созданием запоминающихся изображений и фигур. Еще во время обучения на худграфе КГУ Юля начала работать в частной фирме – делала эскизы наружной рекламы. Получив диплом, устроилась педагогом изобразительного искусства в детский сад. Преподавание совмещала с работой дизайнера на фабрике детской одежды – разрабатывала принты и набивку на ткани, представляла на конкурсе «Русский силуэт» коллекцию трикотажной одежды.
Одна из подруг уговорила открыть бизнес: вместе шить и продавать лоскутные одеяла. Девушки арендовали павильон в одном из ТЦ, но то ли место было непроходным, то ли спрос на изделия в народном стиле низким… Как-то подруга принесла на работу ангела, сшитого в технике кукол «Тильда». Игрушку-примитив тут же купили. Второй и третий ангелы повторили судьбу первого. Мастерицы поняли, что надо кардинально менять ассортимент.
– Прочла все, что было написано о кукле «Тильда» в интернете, собрала коллекцию лучших образцов, но мне как дизайнеру шить по чужим выкройкам и моделям неинтересно. Придумала своих персонажей –  и шила, шила, шила. Постепенно рука набивалась, приходили опыт, скорость, собственный стиль, – рассказывает Юлия.
Первая ярмарка мастеров ручной работы, в которой участвовала наша собеседница, состоялась накануне 8 Марта в Белгороде, в небольшом торговом центре. Юлия привезла на поезде большую сумку кукол и распродала их за два дня. Новый канал сбыта понравился. За Белгородом последовали выставки и ярмарки в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, городах Белоруссии и Украины.
– Десять лет назад текстиль ручной работы был  редкостью, поездки приносили коммерческий успех плюс новые впечатления, знакомства, опыт,  – рассказывает Юля.
Но кочевая жизнь сильно выматывает, и Юля возобновила работу дизайнером в крупной компании по продаже сельхозтехники. Прекрасный коллектив, интересная работа, хороший офис... Творчеством занималась в свободное время и выставляла работы на сайте «Ярмарка мастеров». Через год девушке стало жаль растрачивать свой потенциал на нужды работодателя. Собственный магазин игрушек ручной работы стал следующим этапом ее жизни.
– Мысль пришла неожиданно, – рассказывает Юля, – Шли с сыном по ТЦ «Манеж», продавец «островка» громко разговаривала по телефону. «Съезжаю и закрываю бизнес», – услышала я. «Съезжаете?», – задумчиво переспросила ее. «А вам что, торговое место нужно?» – «Да». Я уволилась с работы, взяла оборудование в рассрочку, наняла продавцов и через неделю павильон уже работал. Магазин заставил освоить множество новых техник, быстро и эффективно разрабатывать новые модели игрушек. Чтобы расширить ассортимент, организовала сотрудничество с другими мастерами. Вскоре многие из них стали жаловаться: «Думаешь потратить час-другой на поделку, а творчество затягивает так, что утром идешь на работу словно отбывать повинность».
С началом  кризиса спрос на изделия ручной работы упал. До диковинок ли, если не хватает на самое необходимое? Юлия уступила торговое место другому предпринимателю, а сама устроилась на удаленную работу – дизайнером на фабрику игрушек в Санкт-Петербурге.  Общение с руководством  – по скайпу. Юля, находясь дома, разрабатывает новые модели и лекала, подбирает ткань и фурнитуру,  отшивает  образцы и отправляет их автобусом в Северную столицу. Зайцы, мишки и коты, рожденные фантазией курского дизайнера, теперь радуют ребятишек всей страны.
* * *
Елена Манухина
Игрушки из ваты у старшего поколения вызывают воспоминания о советском детстве. Елена Манухина адаптировала почти забытую технологию под запросы современности.  Ее сказочные человечки и зверята, сделанные из белоснежной и цветной ваты, покрытые корочкой  крахмального «наста», используются как детские и интерьерные игрушки.
Путь в творчество у каждого свой. Елена  – из мастеровитой  семьи.  В детстве мама научила ее вязать, бабушка – прясть шерсть и вышивать, папа –  работе с деревом. Школьницей Елена училась на курсах кройки и шитья и с удовольствием носила собственноручно сшитую одежду. Все это было увлекательной игрой, а профессию хотелось получить серьезную и  престижную. Но сложилось так, что диплом о высшем экономическом образовании почти не пригодился.
Будучи в отпуске по уходу за ребенком, молодая мама сшила первую мягкую игрушку, чем вызвала неописуемый восторг у сына. Выбор персонажей из мультиков и воплощение их в реальность – стали любимым семейным занятием Манухиных. К двум годам Максимка получил в подарок вязаного медведя в свой рост. Мальчик надевал на мишку собственную одежду и не расставался  с ним ни на минуту.
– Игрушки, сделанные вручную, несут энергетический заряд: через изделие мать передает любовь к ребенку. Если у меня плохое настроение или неважное самочувствие, никогда не сяду шить. Дом ведь –  не фабричное производство, не  поток, где швея, отшивая в день по полсотни лап, думает о чем угодно, только не о детях, которым достанется конечный результат коллективного труда, – рассказывает Елена.
Максим выходил с мамиными игрушками во двор, и их вмиг оценила местная ребятня. Соседи наперебой стали просить Елену пошить им такие же. Тогда-то Елена и задумалась, что приносить радость детям ей нравится больше, чем работа с бумагами и цифрами.
По совету знакомых женщина окончила шестимесячные курсы переподготовки и устроилась работать педагогом дополнительного образования. На ее кружке рукоделия не заскучаешь: аппликация и скрапбукинг, игрушка текстильная и  вязаная, лепка и живопись – разные виды творчества и техники сменяют друг друга, давая широкий кругозор и простор для полета фантазии.
Увлечение ватной игрушкой у Елены началось со дня, когда родители нашли на чердаке Деда Мороза, пролежавшего в забытьи не один десяток лет,  и отдали дочери на реставрацию. Вернуть к жизни доброго зимнего волшебника Елене труда не составило. Она просто покрыла его клеем и обернула слоем новой ваты. Дальше – покраска и «глазировка». Помолодевший Дедушка «отблагодарил» мастерицу тем, что пробудил интерес к старой технологии, которую Елена основательно изучила и усовершенствовала.
– В СССР вату покрывали клейстером и наматывали на каркас мокрой. Игрушка получалась каменной. Мне нравится, когда фигурки сохраняют свойства исходного материала и легко пружинят при надавливании. Я леплю фигурки из обычной аптечной ваты, затем покрываю крахмальным клейстером. Если надо добавить блеска, посыпаю тертой слюдой. Такой подарок людям от 50 и старше навевает воспоминания о чудесных мгновениях детства, 30-летние и моложе, воспитанные на китайском ширпотребе, воспринимают ватную игрушку как нечто инновационное.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...