Музей Малевича – не беспредметный!
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В разных уголках Земли было отмечено на минувшей неделе 140-летие со дня рождения Казимира Малевича: в Москве и Петербурге, на Украине и… в Курске. Да-да, это было бы прегрешением перед мировой культурой – оставить без внимания памятную дату в городе, где всемирно знаменитый художник жил и творил около десяти лет.    
А подарили праздник курянам коллега виновника торжества – Олег Радин с единомышленниками-энтузиастами.
Знакомство с новыми экспонатами музея «Казимир Малевич в Курске» (зарождающегося не так скоро, как хотелось бы, но неотвратимо, как марш воспетой юбиляром красной конницы) и новая встреча с уже известными реликвиями состоялись 22 февраля в галерее «АЯ».
Те, кто регулярно заглядывает к гостеприимному Олегу Михайловичу, уже радовался драгоценным находкам пытливых краеведов. Это и старинные фотоснимки молодого курского «ИТРа» (инженерно-технического работника) в щегольском котелке с приятелями-любителями, причем сделанные как раз на том самом месте, где сегодня располагается галерея, и кадры с выставки объединения «Ослиный хвост», устроенной Малевичем в 1913 году во 2-й женской гимназии, и отзыв в печати об этом культурном событии. Заметку в газете «Южный край», ругательную, но весьма познавательную, передала известная исследовательница истории, архитектор Елена Холодова. Немало «белых пятен» удалось прочесть Юрию Озерову. А теперь в распоряжении «малевичеведов» есть и еще одна рецензия на экспозицию с участием таких знаковых фигур, как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и сам основатель нового направления в живописи – супрематизма! Текст был опубликован в местной газете «Курская быль». Поиски раритетного номера оказались долгими и хлопотными, прежде чем историку Виктору Ракову улыбнулась удача в питерском архиве. Каждую из этих находок горячо встречают искусствоведы разных стран.
Кстати, слово «супрематизм» означает «беспредметность», но про формирующийся музей не скажешь, что его нечем наполнять. Для сравнения: курянам и гостям соловьиного края с самого открытия в 2009-м полюбился музей Надежды Плевицкой в селе Винниково Курского района. Причем этот уголок не может похвастаться сенсационными находками, подобными дагерротипу с Малевичем в котелке, кадру из биографии «Ослиных хвостов» или еще одной реликвии – серии портретов сотрудников Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Зато восхищает глубина погружения в яркую атмосферу начала XX века, в которой и творила Надежда Васильевна. Пусть тот или иной граммофон или самовар с музейной витрины не принадлежали «курской соловушке», но ведь могли бы принадлежать: они ее современники. Причем немало будущих экспонатов передал при обустройстве очага культуры в Винниково как раз Олег Радин. И нетрудно представить, насколько сильным будет впечатление от зала в честь Малевича, когда в новом здании областного краеведческого музея и картинной галереи (а они будут построены, мы верим!) его начнет оформлять один из самых авторитетных ныне биографов Казимира Севериновича. Чего стоит хотя бы эпизод из воспоминаний мэтра, где он предстает молодым чертежником, пишущим с приятелями с натуры курские красоты, прихватив сальца с чесноком и пенку от молока, которая «превосходила вкусом пирожные». Но для такого сравнения, пусть не в пользу пирожных, нужно было все-таки отведать и их! Где же? Конечно, в одном из немногочисленных тогда кондитерских магазинов: Левашкевича на главной улице или Пфистера на Херсонской. Вот и еще темы для музейного исследования. Словом, земляки всемирно известного курянина прилагают все усилия, чтобы к следующей, еще более круглой дате со дня его рождения, – 150-летию, – «покрыть крышей строящееся здание» (слова Малевича из его «Манифеста супрематистов»), то есть увековечить память о мастере соответственно его заслугам.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...