Рыбалка нашего детства
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Минувшая осень подарила нам много погожих, солнечных деньков. В один из них я, проплыв плановые 50 метров, прогуливался по пустынному, тихому берегу и любовался окружающей природой, причудливо раскрашенной мастерицей-осенью. И вдруг откуда-то из-за кустов послышались голоса.    
Подойдя поближе, я увидел рыбаков: мужчину и двух ребятишек лет 10-12. Рыбацкая оснастка была  у них просто  супер  – телескопические углепластиковые удочки, спиннинги, безинерционные катушки и прочие рыбацкие ноу-хау. Поздоровавшись, поинтересовался результатами улова. В ответ рыбаки лишь развели руками. Между тем время от времени на середине реки мощно бил хвостом толстолобик, совсем рядом, в водяных зарослях, торпедкой проносился щуренок, от которого веером шарахалась рыбья мелочь...
– Вряд ли вы так что-то поймаете, – указал я на удочки, стоящие на фирменных подставках и отбрасывающие тень на воду. Пояснил рыбачкам, что тень от удилищ на воде отпугивает рыбу,  особенно когда идет рябь от ветерка и тени как бы «ломаются». Пожелав рыбакам удачи,   отправился дальше.
Когда-то, лет 50 назад, я и сам рыбачил в этих местах. Чем ловили, где ловили и на что – об этом и попытаюсь рассказать. Забегая вперед, скажу, что завзятым рыбаком я так и не стал. В детстве рыбалка была для меня частью познания мира, природы, единением с ней.
С чем же выходили на рыбалку пацаны начала 60-х годов прошлого века?  Пределом мечтаний была двух-трехскладная бамбуковая удочка с катушкой. Стоила снасть от трех до пяти рублей, а такие огромные деньжищи нам, пацанам, и не снились. Поэтому из положения выходили следующим образом: сумма, сэкономленная на двух школьных завтраках, равнялась цене картонки или «пластмасски» из магазина «Спорттовары», на которой были намотаны несколько метров лески, оснащенные поплавком, крючком и грузилом. То есть готовая удочка, только без удилища. Ну а палку на берегу найти не проблема! Кроме того, после рыбалки импровизированная удочка часто пряталась здесь же, в кустах, и за ее сохранность не опасались. Если даже кто-то из ребят воспользуется, непременно поставит на место.
С наживкой тоже не заморачивались. Хлеб, смоченный растительным маслом, был отличной наживкой и прикормом, а в случае чего и возможностью подкрепиться проголодавшимся рыбачкам. Кстати, блестящие, крепкие хлебные шарики, хорошо державшиеся на крючке, из нынешнего хлеба, увы, не получаются... А еще в качестве наживки  прямо на берегу можно было  копнуть  червяка либо муравьиное яйцо, а также поймать бабочку, стрекозу или кузнечика.
Теперь о местах рыбной ловли. Точно помню место первой рыбалки со старшим братом. Это Боевка, район деревянного мостика между Кировским и Ленинским районами города. В дальнейшем с повышением мобильности (велик, мопед) горизонты познания расширились. Это и Солдатский пруд возле Ноздрачевского леса, где ловились красивые золотистые карасики,  и «вилочки» – озера между железнодорожными путями в районе Тимского путепровода, и Линево озеро, что за Холерным бараком, в сторону Киевского водозабора. Помню, там еще был тупик и стояли вагоны, в которых жили люди. Здесь сушилось белье, бегали дети... Впрочем, я отвлекся. Было еще место на Кривце (теперь и не найду), попасть на которое было непросто: сначала мы перелазили через железнодорожные насыпи, а потом шли вдоль люков, где грохотала вода. Черный поток изливался оттуда в речку. Как я теперь понимаю, это были очистные сооружения. Вони особой не было, но вода в этой черноте от рыбы просто кипела. Конечно, не от серьезной рыбы, там ее не водилось, были верховодки да плотвички длиной с карандаш, но для нас, пацанов, и это была добыча! Уж во всяком случае и домашние, и дворовые коты не бедствовали.
Не могу не описать и еще один случай «о рыбалке», хотя это и не совсем рыбалка.
Был у нас, пацанов, знакомый – дядя Сережа. На фронте он был старшиной, командовал разведчиками, не раз ходил к немцам в тыл за «языком», а в мирное время  работал истопником, электриком в домоуправлении и сильно закладывал за воротник. Впрочем, был вполне безобиден, не скандалил, только распевал песни военных лет, мелодия которых была знакомой, а вот текст  сильно отличался от оригинального.
Так вот, у дяди Сережи в подсобке лежал чуть ли не целый ящик немецких гранат- «колотушек». Это сейчас за найденный у тебя патрон могут в тюрьму посадить, а раньше объяснение «с войны осталось» устраивало любого милиционера – только заберет запрещенное и все, никах санкций. Как-то увидев нас, возвращающихся с рыбалки, дядя Сережа рассмеялся: «Да разве это улов?» – и рассказал, как на фронте, на Днепре, он при помощи гранат накормил рыбой всю роту, когда отстала кухня. И тут же продемонстрировал нам «колотушку».
– Вот, ребята, глядите. «Колотушкой» она называется потому, что похожа на ту, которой толкут картошку. У нее – длинная деревянная ручка с удобным захватом, чтобы не выскользнула во время броска. А чтобы привести ее в действие, надо отвернуть колпачок и выдернуть шнур. Она, конечно, удобнее наших «железок» «Ф-1» и «Р2Д, от которых зимой мерзнут руки, да и кольцо, как у наших, невзначай не выдернется. Минус этой гранаты – большое замедление: мы их частенько из наших окопов обратно выкидывали. Ну а для рыбалки она в самый раз, – подытожил дядя Сережа.
Предрассветным июльским утром мы (три пацана и дядя Сережа) пошли на «операцию». Бывалый разведчик, он сам выбрал место для укрытия, велел залечь и не высовываться до взрыва.
Но  где там! Любопытство сильней опасности, и три любопытных носа все время высовывались из канавы. Между тем наш предводитель дернул шнур и, широко размахнувшись, швырнул гранату в реку, а сам упал, прикрыв голову руками.
Против нашего ожидания ухнуло несильно, и столб воды был всего метра полтора (то ли глубина большая, то ли граната старая). Позвольте, а где же рыба? Несколько ласкирей размером с ладошку, пяток красноперок да пара окуньков – вот и вся добыча. Дядька был сильно разочарован, однако повторять мероприятие отказался. Так прошла наша браконьерская вылазка.
В общем, не довелось мне стать рыбаком, но те детские воспоминания, запах мокрой травы, утренний туман над рекой, первые солнечные лучи и ощущение большой, всеобъемлющей радости жизни – все это осталось со мной.
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...