Герои необъявленной войны
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Герои необъявленной войны


Воздушные операции, ночные вылеты и бесконечные жаркие дни – такой запомнилась военная командировка в Афганистан Анатолию Дымову.    
Снова в полет
До нее выпускник Саратовского высшего военного училища летчиков успел послужить в Закарпатье и на Дальнем Востоке. Летал на боевых вертолетах армейской авиации.
– В училище проходили летную практику на трех типах воздушных судов: МИ-1, МИ-4, МИ-8. Когда попал в летную часть в городе  Броды на Украине, начал пилотировать и МИ-24. До 1999-го на них и пролетал, – уточняет Анатолий Алексеевич.
В 1979 году в стране заговорили о южном конфликте. Анатолий Дымов тогда служил на Дальнем Востоке. Понимал, что событие не обойдет его стороной.
– Предлагали добровольно исполнить  долг, никто не отказывался, – вспоминает он.
Сначала командование отдавало предпочтение тем, кто знал восточные языки и имел горную подготовку. Дошла очередь и до летчиков.
– Начали готовиться за год до командировки, – рассказывает курянин. – Проходили сложный пилотаж, учились садиться на высокогорные площадки. Много часов оттачивали маневры: пикирование, боевые развороты, горки. В совершенстве освоили технику ночных полетов.
Тренировались молодые летчики на высокогорном аэродроме под Ташкентом.

Цель вижу!
В июне 1983 года Анатолий Дымов попал в Афганистан, где пробыл год. Службу проходил на аэродроме Баграм в провинции Чирикар, в 60 километрах от Кабула, в должности командира отряда боевых вертолетов МИ-24 отдельной эскадрильи. В отряде Анатолия Дымова были два звена боевых вертолетов – 8 экипажей. Задачами летчиков были воздушная поддержка сухопутных войск при проведении операций, сопровождение и нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям.
– Первые два месяца было напряженно: вылетать по тревоге приходилось каждый день, – вспоминает Анатолий Алексеевич. – После того как на аэродром прибыли самолеты СУ-25, стало легче – с нас сняли задачу по нанесению ударов по наземным целям. Но после этого эскадрилья стала чаще сопровождать колонны грузов с продовольствием и участвовать в операциях по высадке и прикрытию десанта на земле. Контролировали ситуацию и на  аэродроме Баграм – посадку и взлет транспортных самолетов.
Эскадрилья занималась и минированием с воздуха троп, которыми пользовались бандформирования.
– С помощью специальных установок как на МИ-8, так и на МИ-24, выбрасывали мины, которые взрывались только тогда, когда на них  наступали, – поясняет Анатолий Дымов. – После того как душманы обстреляли аэродром из гранатометов, полеты в темное время суток стали регулярными. Начинали боевое дежурство в 8 вечера и заканчивали в 4 утра. Экипажи менялись, как только оставался аварийный запас топлива. Время полета составляло три часа.
В осенне-зимний период облака закрывали горы, приходилось лететь над облаками. Такие маневры сказывались и на работе техники, и на  самочувствии пилотов.

Боль потерь
При проведении операции в северо-восточной части Кабула один из экипажей авиационной эскадрильи сбили из  крупнокалиберного пулемета. Три человека погибли. После этого в бой пускали только опытных летчиков.
– Мы, офицеры, выполняли поставленные задачи, а о плохом старались не думать. Но в глубине души хотелось, чтобы поскорее все это закончилась, – делится Анатолий Алексеевич. – Грела мысль, что дома ждут жена Татьяна и трехлетний сын Сашка. Надо было вернуться ради них.
Сложной для советских войск оказалась операция в Панджшерском ущелье, которая длилась полтора месяца. Ущелье служило транспортным коридором по поставке вооружения вьючным транспортом из Пакистана и местом тренировок мятежников. Правительственные войска Афганистана должны были взять под контроль эту территорию, но моджахеды засели в ущелье настолько прочно, что, казалось, усилия тщетны.
– Командование поставило задачу – выдавить боевиков и закрепить позиции, –рассказывает Анатолий Дымов. – Ущелье отвоевали с потерями. Выполнению операции способствовала работа всего инженерно-технического и наземного состава эскадрильи.
За успешное проведение операции большую часть летчиков наградили правительственными наградами, в том числе Анатолия Дымова – орденом Красной Звезды. И хоть наград у нашего героя немало, эту считает самой дорогой.

О радостях солдатской жизни
Конфликт конфликтом, но было время и на радости. Отмечали дни рождения и праздники. Приезжали к военным и артисты – Роза Рымбаева, Иосиф Кобзон. Да и самодеятельность в частях была на высшем уровне.
– К нам на концерты приходило больше народа, чем на выступления именитых артистов, – признается Анатолий Алексеевич. – А еще был спортивный городок, где играли в футбол и волейбол.
О выводе советских  войск из Афганистана Анатолий Дымов узнал, проходя  службу на Дальнем Востоке.
– Воспринял эту новость, как и все боевые товарищи, с чувством облегчения и выполненного долга, с мыслью, что завершилась черная полоса, и впереди только светлое будущее! – подытожил Дымов.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...