Это картина «Потомок Чингисхана», премьерный показ которой состоялся 10 ноября 1928 года. Немой художественный фильм режиссера Всеволода Пудовкина – заключительная часть революционной трилогии, первыми были «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга».
По сюжету главный герой Дорчжи, проведя детство и юность в буддистском монастыре (дацане), попадает в партизанский отряд Нестора Каландаришвили. В одном из боев он оказывается в плену у колчаковцев. В ладанке Дорчжи (подарок отца, носимый им на шее) зашит документ – свидетельство того, что он является прямым потомком Чингисхана. Колчаковцы хотят сделать из Дорчжи марионеточного правителя Монголии. Дорчжи бежит от белогвардейцев и принимает участие в партизанском движении. И все это действие разворачивается без слов…
Интересно, что по приезду съемочной группы в Бурятию сюжет задуманной картины был сильно изменен. Режиссер писал: «…сценарий рос вместе с живыми наблюдениями, представляющими для меня постоянный острый интерес. Я помню, как, пересекая огромные плоскогорья Бурят-Монголии, мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы сфотографировать внезапно поразившие нас виды: жанровые, бытовые картины, еще не зная даже, какое место займут они в будущем фильме…»
Один из эпизодов фильма намеревались снять в Тамчинском дацане. Однако этому воспротивились ламы монастыря. По просьбе Пудовкина правительство Бурят-Монгольской АССР обратилось к Пандито Хамбо-ламе разрешить съемки, на что было дано согласие. После этого дацан специально для съемок перенес время проведения Цама (торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях Забайкалья, Монголии и Тибета).
В съемках фильма принимали участие местные жители, бывшие партизаны, джидинские пастухи, крестьяне из Тарбагатая, ламы Тамчинского дацана. В финале картины приняло участие более двух тысяч всадников, съехавшихся со всей Боргойской долины.
Оксана САНИЦКАЯ.
- Комментарии
Загрузка комментариев...