Расстаемся, чтобы встретиться вновь
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Расстаемся, чтобы встретиться вновь


Приятно, когда через несколько лет разлуки видишь старого знакомого в прекрасной форме: помолодевшим, посвежевшим, приободренным. Старый знакомец – это Санкт-Петербург. Первый мой визит туда случился в самом конце 80-х, второй – в середине нулевых. Город на Неве и тогда ошеломил неповторимостью, но таким замечательным, современным, продвинутым и удобным для проживания я его не представляла.    
Погорячилась, фамильярно назвав Санкт-Петербург старым знакомым. Этот город – загадка, тайна, непостижимость. Да, он снисходительно позволяет прогуливаться по своим проспектам, набережным, улочкам. Но остается при этом недосягаемым, прекрасно холодным и таинственным.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит...
…Вслед за Пушкиным хотелось насладиться парадностью, «красивостью» города на Неве и вдохновиться...

Петербуржцы и петербурженки
Знакомство с петербуржцами началось еще до приезда в Северную столицу – в вагоне вместе  с нами ехали 9-14-летние питерские ребята-регбисты. Вроде бы обычные дети, подвижные, коренастые, плотно сбитые. Но все же особенные – вежливые, предусмотрительные, уважительные. И речь интеллигентная, правда, слегка растянутая, акающая, но в остальном идеальная, без всяких «е мое», «блинов» и оладьев.
– Утро пахнет «дошираком», – огласил, проснувшись, маленький питерец (тренер-воспитатель почему-то называла его «катастрофой», а по-моему ребенок явно философ и поэт).
Действительно: какое же утро в поезде без «доширака» и «роллтона»?
…А за окном мелькали печальные перелески и торфяные болотца. Небо из голубого постепенно превращалось в серое, плотно затянутое облаками. Слегка моросило. Мы приближались к Санкт-Петербургу, городу туманов и дождей...
..Как выглядят петербуржцы? Типичные европейцы (куряне, кстати, не сильно от них отличаются). Как и в других городах России, много бородачей. Правда, если наши больше напоминают чеченцев, питерские похожи на викингов. У петербурженок, причем всех возрастов, культ красивых бровей и ногтей. Много в Питере людей даже не с кавказской, а с восточной внешностью. Особенно в супермаркетах и коммунальной сфере. Довелось услышать, как питерцы говорят:  «кура» и «греча», хотя думала, что это всего лишь байка.
Особая каста – это питерские экскурсоводы. Они не просто хорошо разбираются в искусстве.  Они обладают каким-то психопарализующим талантом, когда ходишь за ними, словно в трансе, и слушаешь-слушаешь. Их изящная речь все течет и течет, рождаются образы, всплывают подробности и детали, записываются на подкорку и зрачок глаза.
Северная Пальмира наводнена туристами: основательными немцами  в одинаковых дождевиках, самодостаточными американцами (даже одинокого туриста обязательно сопровождал гид), семьями итальянцев и турок (бабушки, дедушки, дети, внуки),  многочисленными хорошо организованными, но плохо одетыми  и очень мелкими китайцами.

Вода. Ветер. Гранит
Стихии Питера – вода, ветер, гранит. Традиционно туристам предлагают два водных маршрута: №1 – по рекам и каналам города, №2 – выход в Финский залив. Зазывалы со всех сторон убеждали нас, что плохая погода (накрапывал дождь) не повод отказаться от прекрасной водной прогулки, что не ровен час и станет еще хуже, закроются какие-то там дыры-уровни, и убедили-таки. Цена услуги – 800 рублей для взрослого, 400 для ребенка. Но не спешите соглашаться. В нашем случае цена упала до 500 и 200 рублей соответственно. Упругий ветер со всех сторон и запах бензина (нас окружала целая флотилия катерков всех мастей) не повлияли на эмоциональную и познавательную стороны речной прогулки.
Помимо Невы, Мойки, Фонтанки и многочисленных каналов, есть еще одна река в Санкт-Петербурге – Невский проспект. Выходишь из метро, и тебя подхватывает сплошной людской поток. Лица, лица, лица. Смотреть на них не менее интересно, чем на музейные экспонаты. А еще Невский наполнен музыкой. У метро, на Летних Аллеях и Дворцовой площади постоянно тусуются какие-нибудь музыканты. Кстати, неплохие.
Что касается гранита, то он повсюду (не зря же «Питер» значит «камень»), плавно перетекает из одного здания в другое, меняя оттенки от серо-коричневого до буро-розового. А сколько человеческого труда потребовалось, чтобы «одеть» в гранит набережные!

Синдром Золушки
Что чувствовала Золушка, впервые попав на бал? Умиление, восторг, удивление на каждом шагу. Моя неискушенная 10-летняя дочь, наверное, испытала ту же гамму чувств в великолепных дворцах Русского музея: Строгановском, Мраморном,  Михайловском, в голубо-зелено-золотом Петергофе, в роскошном Юсуповском дворце, в поражающем всяческое воображение музее Фаберже. Хотелось потрогать, пощупать, прикоснуться. Охота пропала, когда, едва прикоснувшись к хвостику горностая на мантии бронзовой Анны Иоанновны, она услышала металлическое: «Руками не трогать». Выручил планшет, на который дочь стала фотографировать все и вся.  Рукам, слава Богу, нашлось занятие.
Два-три музея в день – туфли к концу поездки не выдержали нагрузки, развалились.
Сколько исторических красот, сколько архитектурных стилей: античность, ренессанс, готика, классицизм. Войны, перевороты, революции, а город Петра (как и море, и горы) вечен.
Помимо доминант: Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства, Аничкова моста, Медного всадника, есть места для души, куда не прийти невозможно. Конечно, это Мойка, 12, – последний земной адрес Пушкина. Милый Александр Сергеевич, здравствуйте!
Простите, но в этом доме я всегда плачу. Договор о найме, злосчастный пасквиль, небогатые предметы интерьера, среди которых выделяется очень дорогое для того времени кресло господина Гамбса, богатая библиотека, трости, дуэльные жилет и рубашка, посмертная маска и прядь волос... Нет, вы не умерли… в «заветной лире» вы живее всех живых.
Кстати, самые строгие музейные служащие именно здесь. «Наденьте бахилы, сумки закрыть, повесить через плечо и немного вперед». Что ж, реликвии, которые они хранят, поистине бесценны.

Диво дивное
Даже если вы путешествуете без детей, обязательно посетите новый парк на Крестовском острове – «Диво-остров». Он примыкает к «Зенит-арене», принимавшей мундиаль в июне этого года. Дивные зеленые лужайки, свежие каштановые аллеи, психоделическое лебединое озеро, затейливые клумбы и захватывающие дух аттракционы. Скучно не будет, поверьте. Мы начали с большой карусели и закончили умопомрачительной космической тарелкой. Причем ум помрачился у меня, наблюдателя, а дочери хоть бы хны. И большие, малые русские и американские горки, и водное диско, и ракета, вращающаяся во всех плоскостях ну очень высоко, и адреналиновый аттракцион под названием «Великолукский мясокомбинат» (спонсор) и «Детский городок» – просто рай. Цены – от 150 до 400 рублей. «Мама, я хочу остаться здесь навсегда!». Но на землю хочешь не хочешь все же пришлось спуститься.

Не зрелищами едиными
Что касается «хлеба», цены на продукты в Питере приятно удивили. Они практически не отличаются от наших, а в некоторых местах даже ниже. Так, в сети магазинов «Народный №1» сахар стоил 19 рублей, куриное филе – 170, куры – 78, подсолнечное масло от 32 рублей, кукурузное – 56, помидоры – от 24 рублей, виноград – от 39.
И о сервисе. Мы остановились в апарт-отеле на проспекте Просвещения. Таких посуточных апартаментов в городе множество. Очень удобно. Заказать номер-квартиру можно заранее. Цена вопроса – 2200 в сутки (в сезон, зимой – от 1500). В вашем распоряжении квартира-студия с прихожей, ванной, кухней и всей необходимой бытовой техникой, включая кофеварку и пылесос.
«Мы стараемся сделать все возможное, чтобы ваше путешествие запомнилось вам надолго и вы полюбили Санкт-Петербург» – гласит информационный листок в нашем номере. А мы в свою очередь говорим: «Спасибо». В гостях нам было очень хорошо.

Вместо послесловия
Утро. Поезд. Мы возвращаемся домой. На телефон приходит смс: «МЧС по Северо-Западному округу оповещает, что сегодня, 1 сентября, в городе Санкт-Петербург ожидается густой туман, будьте осторожны». Но нам уже не до питерского прекрасного тумана, нас ждет знойный Курск.
До новых встреч, Санкт-Петербург! Мы обязательно вернемся для более глубокого знакомства и очередного погружения в сказку.
Евгения ПЕНУШКИНА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...