Как Маргарита Рузанова подружилась с куклами
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как Маргарита Рузанова подружилась с куклами


А вы были на новогодних праздниках в театре? Видели елку, украшенную игрушками – персонажами из любимых сказок? Мастер,  создавший  эту красоту, – Маргарита Рузанова, работает в драмтеатре 15 лет, отвечает за костюмы, в которых актеры выходят на сцену. В свободное от примерок время курянка делает кукол, не простых, а в «образе».    
– В позапрошлом году вместе с подругой и коллегой Еленой Баженовой, мастером театральной бутафории, пришли к выводу, что елку  надо «оживить», сделать незабываемой и эксклюзивной, – рассказывает Маргарита. – Поэтому еще летом начали шить игрушки, а к зиме новый наряд для деревца был готов.
Мастерицы понимали, что украшения должны подходить по тематике, поэтому на верхушке поселился золотой петушок (наступал год Петуха). А в 2018 году добавили новых персонажей из сказки «Аленький цветочек», которую показывали юным зрителям на каникулах.
– Традицию продолжим, будем и впредь украшать елку, учитывая тематику постановок, – обещает Маргарита.
Она недаром заведует актерской костюмерной: дружит с иглой и ниткой с детства. Но шить на заказ, по желанию клиента, не для нее – нет простора для творчества. А шитье кукол – направление, в котором проявляются сразу все таланты.
– Кукольное рукоделие совмещает все что можно: тут  нужно быть и портным, и визажистом, и обувных дел мастером, и модельером, – считает мастерица. – Можно воплотить любые идеи!
Первую куклу курянка сшила сыну – это был домовенок Кузя. Мальчик с удовольствием с ним играл. Так, из обрезков ткани начали рождаться новые герои и персонажи известных произведений.
В театре у Маргариты любимое место – пошивочная мастерская: там остаются лоскутки, из которых получаются произведения искусства. Хотя Маргарита скромничает и к мастерам себя не причисляет, говорит, что ее игрушки созданы не для любования, а чтобы дети играли.

От Трикстера до милой Шоколадницы
В кукольном деле Маргарита придерживается обязательных принципов: кукла – персонаж, не важно, красавица она или нет. Главное – душа и образ, который она воплощает. У каждой игрушки своя история.
Одна из любимых кукол – мистический Трикстер (архетип в мифологии, фольклоре и религии – демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника, – божество, дух, человек, не подчиняющийся общим правилам. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а играя).
– Прочитала книгу Дины Рубиной «Синдром Петрушки»:  кто интересуется куклами, советую. Много полезного узнала, – делится рукодельница.
У каждого народа есть собирательный образ этого персонажа. В России –  Петрушка, в Италии –  Пульчинелла, в Англии – Панч, в Турции –  Карагез.
У Маргариты кукла получилась не пугающей, а дружелюбной и изящной. Хотя в ней и собраны черты Трикстеров всех народов – длинный нос, ехидная улыбка. Одета кукла в средневековый костюм.
Соседка озорника – мексиканская художница Фрида Кало, которая привлекла курянку талантом и необычной красотой.
– Часто просят сделать портретную куклу. Но в текстиле трудно выразить черты лица, ведь это не гипс. Однако возможно передать узнаваемые признаки. Так же и с Фридой – эти брови и прическа, пестрый национальный наряд – невозможно не узнать, – улыбается Маргарита. – Сделала ее за две недели.
У куклы Шоколадницы – завораживающая история. Маргарита хранит старую черно-белую фотографию: на ней женщина у картины известного швейцарского художника XVIII века Жана-Этьена Лиотара.
– Это мама, беременная мною, в Дрезденской картинной галерее, – показывает Маргарита.
Идея воплотить этот художественный образ преследовала мастерицу всю жизнь. И она сотворила текстильную копию красавицы Анны Бальтауф, изображенной на полотне.
– Тонкая и сложная работа, но когда видишь, что получилось, – чувства переполняют, –признается Маргарита.
Использование текстиля – второй принцип Маргариты Рузановой.
– Знаю мастеров, использующих застывающий пластик. Пробовала освоить новые материалы, но ткань ближе: знаю,  как с ней работать, изучила «капризы» материала.

Как рождается кукла?
– Кукольники рекомендуют рисовать эскизы, а я делаю схему каркасов, – говорит Маргарита.  – Появился образ – подбираю материал. Затем делаю проволочный  каркас, на который наращиваю массу,  – обтягиваю его  ватином, синтепоном и так слой за слоем.  «Тело» утягиваю телесным трикотажем. Голова каркасных кукол «собирается» отдельно. Не использую искусственные волосы (трессы),  а предпочитаю пряжу для вязания. Потому что текстильная фактура куклы предполагает подобные волосы.
Глаза Маргарита делает из кожи, использует для прорисовки текстильные акриловые краски. Костюмы и обувь шьет сама.
– Работаю над куклой Мэри Поппинс, – рассказывает Маргарита. – Идею подсказала сама жизнь: лето провела у сестры, нянчась с тремя племянниками – семилетними двойняшками и годовалым малышом. Куклу не доделала, няня-волшебница ждет звездного выхода в свет.
Вместе с Еленой Баженовой Маргарита готовит театральный проект «Мир, созданный своими руками», который 3 февраля представят общественности.
Мастера театрального закулисья хотят показать мир искусства изнутри: кроме кукол будет много театральных вещей: головные уборы, веера, сумочки...
Театр делают не только артисты, но и атмосфера, вещи, которые их окружают. А кому не захочется прикоснуться к прекрасному, вечному....
  • Комментарии
Загрузка комментариев...