Михаил Алябьев: Не карать, а предупреждать
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Михаил Алябьев: Не карать, а предупреждать


Многие куряне  имеют крайне поверхностное представление о своих правах и обязанностях в сфере земельных отношений. На вопросы «ГИ» о муниципальном контроле за использованием земель ответил председатель городского земельного комитета Михаил АЛЯБЬЕВ.    
– Михаил Дмитриевич, в чем состоят контрольные функции возглавляемого вами комитета?
– Земельный комитет  контролирует соблюдение   законодательства в отношении земельных участков, расположенных в границах города Курска.  Самое главное – чтобы фактическое использование земли соответствовало разрешенному, то есть указанному в правоустанавливающих документах. Каждый вид разрешенного землепользования –  к примеру, под индивидуальное жилищное строительство,  различные виды предпринимательской деятельности, под автомобильные дороги, парки, городские леса  – предполагает строго определенный набор действий со стороны собственника или арендатора.
В городских лесах запрещено любое строительство, но можно прокладывать пешеходные тропинки, создавать кемпинги. Жесткие требования предъявляются к паркам и скверам: их земли можно использовать только для организации отдыха горожан, культурно-массовых или спортивных мероприятий. В муниципальной собственности находятся несколько парков и скверов: имени 1 Мая, Дзержинского, Пионеров, Железнодорожников и другие. Ряд парков и скверов, в том числе Героев Гражданской войны (Бородино), относятся к землям, государственная собственность на которые пока не разграничена. Эта работа длительная и осуществляется по мере финансирования.
– То есть пока нет денег на землеустроительные работы?
– Именно. Из-за недостатка финансирования даже граница города определена описательным, то есть весьма приблизительным методом: «от края балки до реки» и так далее. Часто возникают споры, на чьей территории – в Курске или в смежном сельсовете – находится тот или иной объект, например, несанкционированная свалка? Я не всегда могу однозначно ответить, потому что  ключевые точки границ должны быть определены координатами  и эти сведения внесены в базу государственного Кадастра недвижимости. Это касается и границ кварталов, и зон землепользования, и красных линий, которые отделяют общегородские земли  от участков, отданных под  капитальное строительство. Это важно. Имея координаты границ, можно точно сказать, на домовой или общегородской территории росло дерево, упавшее на припаркованную машину, и кто будет возмещать причиненный ущерб.
– Разве нельзя воспользоваться картой, планом города?
– Нет, на картах границы отображаются со значительными погрешностями.
– Магазины, расположенные в переоборудованных квартирах на первых этажах жилых домов, выводят крылечки на тротуары. Это нарушение красной линии?
– Все пристройки к многоквартирному дому должны размещаться на земельном участке, выделенном под его размещение. Граница участка не всегда совпадает с красной линией. Если крыльцо или другая пристройка  вышли за пределы красной линии – это нарушение законодательства. Но суд считает его  недоказанным, если нет координат.
Землеустроительные работы в масштабах города требуют колоссальных затрат. Ведь только на этапе проектирования застройки территории красная линия – это прямая, а там, где улица формировалась на протяжении десятилетий, нужны координаты на каждом перекрестке, каждом выступе ранее возведенных зданий. Стоимость определения координат одной точки – до 1000 рублей. В городе более 1000 улиц, вот и считайте. Чтобы не попасть впросак, собственники помещений вправе самостоятельно провести работы по установлению границ земельного участка, занимаемого многоквартирным домом.
– Следующий вопрос: нарушил ли земельное законодательство предприниматель, построив капитальное здание на месте, где ему разрешили поставить киоск?
– Безусловно, нарушил, поскольку земельный участок ему предоставлялся для целей, не связанных со строительством. С 1 марта 2015 года предпринимателю дается разрешение на установку временного торгового объекта в определенном месте и заключается   договор на размещение нестационарного торгового объекта. Некоторые почему-то полагают, что киоск может обладать всеми признаками капитального строения – фундамент, подключение к сетям... В городе  много таких объектов, возведенных предпринимателями на свой страх и риск. Вкладывая деньги в строительство, они понимают, что в определенный момент их могут попросить освободить место без возмещения затрат на незаконное строительство.  Например, перед реконструкцией дороги на улице Карла Маркса некоторым предпринимателям были выданы предписания о демонтаже киосков и павильонов, попавших в зону расширенного дорожного полотна, и указанные объекты были демонтированы.  Если владелец не соглашался выполнить требование администрации, киоск сносили по решению суда.  
– Какие нарушения земельного законодательства наиболее часто встречаются в нашем городе?
– На первом месте – самозахват земель. Граждане «прихватывают» к своему участку прилегающую площадь, особенно с тыльной части двора или огорода.
–  Разве плохо убрать свалку на пустыре и посадить овощи? На мой взгляд, почти что волонтерство...
– Я не возражаю, но сначала этот участок надо надлежащим образом оформить. Действующее законодательство допускает разрешительный характер использования земель для благоустройства (без предоставления и оплаты), все другие виды землепользования, в том числе выращивание овощей, в нашей стране платные, то есть граждане и организации должны уплачивать земельный налог.  
– Площадь участка под ИЖС ограничена 15 сотками...
– Землю под ИЖС свыше нормы, конечно, не дадут, но прилегающий к участку пустырь можно оформить под садоводство, огородничество или благоустройство. Строить на присоединенной земле будет нельзя, а выращивать сельскохозяйственную продукцию для личного потребления или разбить клумбу – пожалуйста, но после надлежащего оформления.
Иногда при рассмотрении заявления о предоставлении пустующей земли выясняется, что там проходит теплотрасса или кабель связи. Тогда заявителю нужно согласовывать возможность землепользования с сетевыми, теплоснабжающими организациями. Человек должен знать, какие риски берет на себя, обрабатывая участок. Иначе приедет ремонтная бригада устранять аварию, а собственник заявит: «Это моя земля. Пока помидоры не созреют, к грядкам не пущу!» Закон в этой ситуации будет на стороне сетевой организации.
– Если куряне прочтут эту статью и придут оформлять права на муниципальную землю, на которой петрушку выращивают, а кто-то и заборчик успел поставить, вы накажете их за самозахват?
– Нет. Даже если наши инспекторы выявляют самозахват земель, виновным лицам дается время для устранения нарушения, в данном случае – для оформления прав либо освобождения захваченного участка.
– Следующее по распространенности нарушение?
– Использование земли без документов. Если самозахват – активные действия, направленные на использование чужого участка, то это – использование своей земли без правоустанавливающих документов.  Например, сын, являющийся по закону наследником, пользуется домом и участком умершего родителя, но право собственности на них не оформил. В результате в базе налоговой инспекции числится, что старый собственник умер, а сведений о новом нет, соответственно не начисляются и не уплачиваются налоги.
– Дальше в «рейтинге», видимо,  нецелевое использование...
– Да. Например, участок предоставлен для ИЖС, а собственник использует его для ведения бизнеса: открыл в жилом доме магазин, парикмахерскую или мастерскую. Прежде чем заняться предпринимательской деятельностью, нужно переоформить земельный участок под другой вид разрешенного использования и перевести строения из жилых в нежилые. От этого зависят кадастровая стоимость объектов и размер исчисляемых налогов.
– Нарушать земельное законодательство – дорогое удовольствие?
– За проступки, о которых мы говорили выше, предусмотрены административные штрафы:
–  нецелевое использование для граждан –  от 0,5 до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10000 рублей;
– самозахват земельного участка –  от 0,1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5000 рублей.
Если нарушение не устранено в установленный срок, налагается первый штраф, затем гражданина можно проверять хоть каждый месяц и каждый раз штрафовать. Несколько нарушений подряд дают право на обращение в суд по изъятию земельного участка.
– Тогда как же объяснить, что в ходе 42 проверок земельного комитета установлено всего лишь 3 нарушения?
– В последние годы задача муниципального контроля изменилась с карательной и фискальной на превентивную. Нам вменили в обязанность заниматься профилактикой нарушений. Поэтому, выявив то или иное несоответствие законодательству, земельный комитет выдает землепользователю предписание в 30-дневный срок устранить нарушение. Только при неисполнении данного требования акт проверки направляется в Росреестр для возбуждения административного производства и применения к виновному санкций.  Три нарушения в текущем году – это то, что осталось не устраненным землепользователями после выдачи предписаний.
Наши контрольные полномочия ограничены Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Мы можем проверить предпринимателя-землепользователя только раз в три года. Годовой план проверок размещается на сайте для общего ознакомления, кроме того мы  уведомляем предпринимателя о проверке за неделю до ее начала. Как любой разумный человек, он к приходу инспектора приведет все в соответствие с требованиями законодательства.
– Но ведь можно проводить внеплановые проверки по жалобам...
– Выйти по жалобе в организацию и к индивидуальному предпринимателю   можно только в том случае, если речь идет о нарушении, опасном для жизни  и безопасности людей, и только после согласования внеплановой проверки с прокуратурой.
Если же кто-то заявляет не на предпринимателя, а таких жалоб из частного сектора приходит много – смещение межи, строительство хозяйственных построек и жилья в нарушение строительных норм вплотную к участку, водоотвод на землю соседа – мы реагируем оперативно, ограничений на количество таких проверок законодательством не установлено.
– То есть вы каждый день видите, скажем, незаконную летнюю площадку возле кафе и ничего не можете предпринять?
– Если плановая проверка предпринимателя прошла до самозахвата земли, например, в феврале-марте и нет сведений о наличии угрозы жизни и безопасности граждан, в ближайшие два с лишним года я не могу назначить повторную проверку. Иначе мои действия могут быть расценены как превышение должностных полномочий, а это в лучшем случае – административный штраф.
– У населения сформирован стереотип, что местная власть может все...
– Не совсем так, полномочия местных органов власти определены законом, и обязанность выполнения требований закона лежит не только на органах власти, но и на гражданах. Только при совместной работе населения и  власти мы сможем сделать наш город лучше, а проживание в нем –  комфортнее.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...