Курянам подкинут «Чужой ребенок»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курянам подкинут «Чужой ребенок»


Трудно быть чемпионом! Особенно не в спорте, а в искусстве, где подобные звания вроде бы и не предусмотрены. Однако Курский драмтеатр и впрямь первый (исключая столицу, да и то не все труппы) по посещаемости. И каждая премьера – особая ответственность: удастся ли воспарить над рекордной планкой? Очередную новинку куряне увидят 9 декабря. И для постановки культовой комедии «Чужой ребенок» приехал мастер Александр Каневский. Ученик великого Юрия Завадского!    
Выпускник ГИТИСа, известный театральной России автор более шести десятков постановок чтит и других своих наставников, в том числе Сергея Бенкендорфа, дорожит причастностью к славным традициям знаменитой  альма матер и собственных пращуров, из поколения в поколение складывавших мудрость семейной библиотеки. Вздыхает над голым прагматизмом сегодняшнего студенчества, когда мгновенно наведенная справка в собственном телефоне заменила трепетное перелистывание страниц, но допускает и такой «темпоритм» – как-никак, в XXI веке живем. При этом не забывает, что искусству театра не меньше 30 столетий. Словом, труппе повезло с талантливым, увлеченным постановщиком, а тот радуется, что ему повезло сотрудничать с театром, где умеют вести со зрителем «сердечный разговор по душам». После одной из завершающих репетиций (чуть затянувшейся из-за обоюдной увлеченности) корреспонденту «ГИ» выпала возможность разговора с самим режиссером.
– Александр Исаакович, среди ваших творческих проектов – не только десятки вдохновенных спектаклей от Москвы до Челябинска и Красноярска. Вы еще и вдумчивый педагог, причем опять же не только в театральной сфере. И не раз ваши ученики, с благодарностью вспоминая полученные уроки, приводят один из вопросов на занятиях, который звучит несколько необычно, но заставляет задуматься: «Вы живете, чтобы ЧТО?!» А как бы вы сами ответили на вопрос: «Вы ставите «Чужого ребенка», чтобы ЧТО?» Уж,  наверное, не чтобы зрители на два с половиной часа «выпали» из действительности, – для этого не требуется быть учеником Завадского...
– Для меня эта пьеса – призыв к ответственности театра перед обществом. Главная героиня, молодая актриса, анекдотически запутывает ситуацию, а потом пытается выпутаться из нее. И вдруг оказывается, что это ей не так-то просто сделать! Потому что «играть в жизнь» – не надо! Заигрываться – опасно! Все запутывается, а развязка может быть анекдотической, водевильной, а может – и трагической. Таков и сам театр: он не только развлекает, а отвечает за будущее зрителей. Да, в декабре вокруг серо и уныло, а здесь лето, дачи, атмосфера карнавала... Милое дело, но если театр этим и ограничится, то он опускается до уровня шоу-бизнеса. А театр – это все-таки нечто иное. Это разговор сердечный по душам. Мы живем в одной стране, – режиссеры, актеры, зрители... и все друг за друга отвечаем. Прежде нас жило одно поколение, второе, третье, и после нас придут люди на свет. Чтобы не порвалась связь времен...
– Или, если обратиться к другому переводу «Гамлета», – чтобы время не вывихнуло сустав...
– Кстати, очень крепко связаны и представители наших с вами профессий. Мы друг у друга одни. Знаете, в ГИТИСе будущие режиссеры учатся параллельно не только с актерами, но и со сценографами, и с театроведами, критиками. Такой комплекс театральной индустрии. Не всегда вместе проводятся занятия, но встречались мы часто. И вот однажды приятельница, театровед, уезжая в другую страну на постоянное место жительства, сказала: «Жаль, что не будет кому за тобой следить с самого начала». Режиссер не имеет права забывать, что его растило государство, тратило силы на его образование. Рождая плохие постановки, нельзя оправдываться словами: «Я свободный художник, я летаю, я так вижу...» Нет, парень, тебе же люди необходимы, раз уж ты вышел к людям. Есть обратная связь. Тогда изволь понимать, с кем ты имеешь честь жить на одной планете.
– Играло ли роль при вашем решении ставить пьесу в Курске, что Юрий Бурэ – воспитанник того же ГИТИСа?
– Да, я дорожу «родством» с Юрием Валерьевичем. Есть театры, которые воспитывают, есть театры, которые обучают, есть театры, которые развлекают... Есть – которые шокируют. А в Курске театр – это и серьезно, и глубоко, и уважительно по отношению к родной культуре, к ее традициям, в том числе к наследию русского психологического театра. Ведь и мне самому это близко. Юрий Валерьевич – ученик Марии Осиповны Кнебель, а я – ее собратьев Юрия Александровича Завадского и Сергея Александровича Бенкендорфа, все они были людьми высочайшей культуры. Нельзя не учитывать опыт предшественников, колесо не надо заново сочинять, делать вид, что вы что-то открываете.
– Один из ваших наставников, как вы однажды поделились с журналистами, предлагал вашему поколению студентов найти ответ на какой-то из вопросов в библиотеке и за этот поиск освобождал от экзамена. А когда уже вы сами дали своим питомцам подобное задание, вам выдали ответ буквально через минуту-другую с помощью поисковика в телефоне...
– Да, и я сокрушался: что ж ты наделала, дорогая моя. Ты, образно говоря, подглядела ответ в конце задачника. А в чем же тогда смысл обучения? Как ты мыслишь – вот что главное. С другой стороны, не считаться с развитием информационных технологий тоже нельзя. Всех не засадить в библиотеки, когда есть возможность быстро ответить, заглянув на экран телефона. Я не высокомерен по отношению к опыту молодого поколения. Но... иногда они попросту плохо читают. Не держат длинное дыхание, не могут прочесть правильно трехстраничную фразу Льва Толстого. У молодых все телеграфно коротко. Но с этим надо считаться.
– В одном из интервью вы отметили: «Чтобы понять театр, нужно увидеть, каковы у него Гамлет и Чацкий». С курскими исполнителями этих знаковых ролей вы уже познакомились?
– Да, я посмотрел несколько спектаклей. Мне очень понравилось «Горе от ума». Много лет назад я ставил эту пьесу, но, будучи молодым режиссером, «заплутал» и больше не подходил близко к ней. Но вот увидел ваш спектакль, и он меня порадовал. Особенно заинтересовала трактовка образа Молчалина. Они и продолжают «блаженствовать на свете», и даже усиливают позиции. И убедителен в этой роли артист Михаил Тюленев.
– Он и у вас задействован...
– Да, как и замечательный Фамусов – Эдуард Баранов. Пьеса Василия Шкваркина дает возможность проявить себя и молодежи (Юлии Высочиненко, Кристине Крыженевской, Виктории Лукьяновой, Сергею Малихову, Сергею Тоичкину), и актерам постарше – Максиму Карповичу, Евгению Сетькову, и среднему поколению: заслуженным артисткам России Елене Гордеевой и Людмиле Мордовской, Андрею Колобинину, Ивану Пилипенко. А это тоже всегда расширяет возможности труппы – кстати, хорошо сбалансированной и пребывающей в отличной форме.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...