Кто делает погоду в совете ветеранов
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Кто делает погоду в совете ветеранов


В октябре отмечает 80-летие Вера Праведникова, последние 17 лет исполняющая обязанности секретаря совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Центрального округа города Курска. Бойкая, общительная, доброжелательная, сколько раз  она разгоняла черные тучи беды, сгустившиеся над тем или иным пожилым человеком. Оказалось, что неутомимая сотрудница, создающая благоприятную атмосферу в совете ветеранов, – профессионал  по части погоды.    
– К нам обращаются в основном одинокие люди, – рассказывает Вера Алексеевна. – Приходят расстроенные, подавленные.  Налью чайку, выслушаю. Человек душу откроет, и ему легче станет.
Один мужчина рассказал, как его поздравили в семье с днем рождения. Сели за стол, и после первого же тоста сын говорит: «Дед, ты бы шел в свою комнату, а мы тут посидим-побеседуем». С тех пор в совете ветеранов  решили отмечать праздники и дни рождения вместе. Арендуем столовую, собираем человек сорок и веселимся от души. Пожилые люди восполняют дефицит общения, отогреваются сердцами.
Вера Алексеевна тут и слово доброе сказать, и спеть, и сплясать мастерица.
Для председателя Олега Михеева она большая помощница в решении насущных  вопросов ветеранов. Ведь жизнь стариков на проблемы не скупится: кому-то требуется лечение в госпитале,  кто-то нуждается в постороннем уходе и просит место в доме-интернате,  кого-то обижают дети,  где-то возник конфликт  с соседями, нужна материальная, юридическая или иная помощь.
Участию к слабым и беззащитным Веру Алексеевну научила собственная жизнь. «Я отдаю долг Богу и людям», –  говорит она.

Беда сердца не очерствила
В 1943 году шестилетняя Вера Праведникова  с тремя старшими сестрами  осталась круглой сиротой. Отец погиб на фронте в самом начале войны. Их село Красная  Поляна (ныне Белгородской области) находилось в 4 км от границы с Украиной и при освобождении  Харькова попало в зону жесточайших боев.  Дом Праведниковых пострадал при бомбежке, мать получила сильные ранения. Старшей дочери  Марии на тот момент едва исполнилось семнадцать. Мать  пролежала с июля по декабрь и перед смертью, собрав последние силы,  прошептала девочкам: «Воспитайте Веру...»
К осени, когда младшей Праведниковой настала пора идти в школу, роно  предложило отправить ее в детский дом. Сестры категорически отказались: «Будем умирать с голода, но вместе!»  Государство сирот, безусловно, не бросило, несовершеннолетние девочки получали пенсию –  по 50 рублей в месяц.
Вера окончила 7 классов  школы. Сестры к тому времени вышли замуж и работали в колхозе. Старшая, опекун,  первое время о замужестве не помышляла: «Кому я нужна с ребенком?», а потом встретила хорошего парня. Детей в семье Марии не было, и супруги сделали все, чтобы Вера получила образование. «Будешь плохо учиться, в свекловичницы пойдешь!» – грозила старшая сестра,  перед тем как отдать подопечную в среднюю школу за 20 км от дома.
Старшеклассники из Красной Поляны жили в соседнем селе на квартирах, а в выходные возвращались к родным, ватагой – 16 мальчишек и одна девчонка  –  шли пешком напрямки, через лог.
Школу Вера закончила с золотой медалью, но не нашлось 12 рублей, чтобы ее выкупить. Съемная квартира стоила 30 рублей, оставшаяся часть пенсии уходила на школьные принадлежности, кормили и одевали ее сестра с мужем.
Золотая медалистка сначала подала документы в Харьковский сельскохозяйственный институт на экономический факультет, но через неделю забрала их.  Встретила на улице директора школы. Он прекрасно знал Веру как секретаря комсомольской организации, заводилу, организатора  школьных праздников.
–  Куда определилась? – поинтересовался директор.
Ответ девушки заставил его задуматься.
–  И не надоел тебе колхоз? Лучше бы в Харьковский гидрометеорологический техникум. Это же корабли, самолеты, крупные города, морские порты...
Надо ли говорить, что Вера не устояла перед романтическими перспективами.
...В отличие от института в техникуме не было общежития, поэтому вновь пришлось оплачивать съемную квартиру. Но среднее профессиональное учреждение имело и свой плюс: сироту поставили на полное государственное обеспечение. «Мы все были одинаковые. Благодаря заботам сестры я ничем не отличалась от сокурсников, и никто не догадывался, что у меня погибли родители», – вспоминает о том времени Вера Алексеевна.
После техникума Праведникова получила распределение в аэропорт Верхней Тавды, что под Тюменью. Сибирь осталась в ее воспоминаниях как край с потрясающей природой и полным отсутствием дорог.  Летом в областной центр  добирались на катерах и мелких суденышках, зимой оставался лишь санный путь. А молодой сибирский метеоролог два раза в год летала на сессии в Одессу.  К  окончанию заочного обучения в институте в 1971 году вместе с мужем Вера перебралась в Курск, в управление по гидрометеорологии и контролю природной среды, где за 35 лет работы  прошла все ступени карьерной лестницы – от инженера до начальника методического отдела, курирующего 9 регионов.
– Синоптиков принято ругать, однако без нас невозможны воздушные сообщения, – говорит Вера Алексеевна. –  Взлет и посадка самолета производятся только против ветра,  который замедляет или ускоряет его движение. Скорость ветра и атмосферное давление по всей высоте траектории снижения или взлета дает метеонаблюдатель. Малейшая неточность – и авария. В этом отношении я могу вас заверить: по моей  вине  и вине моих подчиненных ни один человек не погиб, ни один самолет не разбился.
И сейчас, в свои восемьдесят, Вера Алексеевна каждый день выходит на работу  и старается предотвратить крушения человеческих судеб.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...