О курском земснаряде
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
О курском земснаряде


Отгремел парадами день Военно-Морского флота. Граждане вволю налюбовались на стройные шеренги кораблей, подивились их мощи и красоте.    
Однако есть флот, который в парадах участия не принимает, хотя задачи, им выполняемые, переоценить трудно.  Это так называемый технологический флот: нефтемусоросборники, сливщики льяльных (нефтесодержащих) вод, землечерпалки, драги, земснаряды и прочие. Так как из перечисленных видов судов у нас в Курске есть только земснаряд, на нем мы и остановимся.
Земснаряд – это судно, обладающее всеми его признаками:  водоизмещением, метацентрической высотой, характеризующей устойчивость судна, и другими. В конце июля в нашей газете был напечатан материал «Тускарь на реабилитации». В целом там описан ход работ, перспективы и другие вопросы. Я же хочу рассмотреть земснаряд с точки зрения флотского человека – тактико-технические характеристики, организация службы, например. Итак, я пошел на Боевку искать земснаряд!
Дорога не была утомительной: через проходной мост по улице Бутко, через ВЧК, под горку и вот ты уже под кронами деревьев прибрежной зоны. А вот и мостик через Тускарь,  справа, метрах в 50, пыхтит-работает искомый объект, земснаряд то есть... Однако попасть туда – большая проблема. Густой прибрежный кустарник, тростник, заболоченный берег. А на палубе земснаряда – никого. Дабы прорваться сквозь шум работающих механизмов, приходится «включать» свой флотский подзабытый «бас, окрепший над реями рея». «На земснар-р-р-ряде!!!» После вопля на палубе появились две фигуры. Объясняю, что хочу, мол, сделать материал для газеты о работе земснаряда, после чего от борта отделяется шлюпочка и следует в мою сторону. Новая проблема – шлюпочка проходит полтора десятка метров по чистой воде и причаливает к трубе, ведущей на берег. Труба так ничего себе, сантиметров 30-40 в диаметре, но пройти по ней до плавсредства надо около десятка метров... Нет, ежели что, падать невысоко, но – болото, грязь, вонючий ил – брр-рр! А ведь мне уже давно не 40 и даже не 50, да и не 60 уже тоже... Однако  быстро пробегаю по трубе, прыгаю в лодку, затем так же быстро по скоб-трапу поднимаюсь на палубу земснаряда. Тут хотелось бы похвалить себя за сноровку, мол, «моряк – всегда моряк!», но все более прозаически. Как в народе говорят: «руки помнят», по науке же это называется «вазомоторная память», если не ошибаюсь.
Короче, я на борту. Капитан не встречал меня ввиду отсутствия оного в штатном расписании. А встретили меня сменный механик и моторист. Ребята абсолютно нормальные, однако на днях у них был какой-то визитер из контролирующих органов, которому они, по мнению начальства, сказали нечто лишнее, и поэтому – никаких интервью! Все вопросы – к начальству, которое находится «на другом конце трубы», в вагончике.
Позировать для фото речники также категорически отказались, разрешив, однако, сделать несколько общих снимков – в надстройке, с носа, с кормы, а также в машинном отделении. Однако некоторые характеристики судна я все же получил. Марка земснаряда  – «ЛС-20». Бороздит речные просторы он уже три десятка лет. Энергетическая установка – V-образный 16-цилиндровый дизель от трактора К-700. Своего хода земснаряд не имеет. Передвигается по реке очень любопытно:  крепится тросом за прибрежные деревья и с помощью лебедки на них подтягивается. В случае отсутствия деревьев может быть использован трактор или грузовик. Всасывающее сопло земснаряда – полметра в диаметре. Мощной струей воды размываются донные отложения и всасываются соплом, а далее – по трубе длиной 350 м все это идет в карту-отстойник, куда, соответственно, послали и меня. Итак, иду «против течения» реки, в сторону Кировского моста. Прохожу пляж парка имени 50-летия ВЛКСМ, за которым труба сворачивает налево от реки – в лесную заболоченную чащу. Кстати, при чистке русла реки пляж обошли, так как реку углубляют на шесть метров, а для пляжей это глубоковато. Я бы, конечно, углубил еще больше, ибо в текущем столетии вряд ли еще раз будут чистить, а без хорошего паводка река быстро заилится вновь.
Кстати, о паводке. В природе, как известно, все рационально, а паводок – природное явление: река очищается, заливные луга – лучший выпас для скота, для заготовки сена. А уж курские «стрельцы» как ни плакались на половодье, а первая, самая вкусная, редиска, появлявшаяся на рынках, вырастала именно на иловых наносах в огородах Стрелецкой. Так что, может, не стоит регулировать паводок: природа рано или поздно мстит человеку за его «корректировки».
В раздумьях дошел до конца трубы. Взгляду предстала  так называемая карта-отстойник, в которую из трубы хлестала черная вонючая жижа, вокруг –  груды намытого песка, пара бульдозеров, которые, видимо, этот песок разравнивают, и два бытовых вагончика, где, по заверению команды земснаряда, мне будут даны ответы на все интересующие вопросы. В вагончиках, однако, никого не оказалось. Видимо, команда с палубы предупредила о  моем  приближении руководство по радио, и оно сочло благоразумным раствориться на просторах Боевки.
Впрочем, я не в претензии. Собеседник мне все же попался, и отличный.
– Машинист бульдозера Гречишников Леонид Анатольевич, – представился седовласый стройный джентльмен, выходя из кабины бульдозера.
Товарищ оказался пенсионером моих лет, поэтому общий язык мы нашли быстро. Это именно он рассказал мне о способах перемещения земснаряда, от него я узнал, что длина трубы от него до карты-отстойника — 350 метров. Меня интересовали и находки, которые попали на свет божий со дна благодаря работе земснаряда. Леонид Анатольевич пояснил, что вымывает всякое, случались «экспонатики» такие, что вызывали саперов. А так в основном всякая ерунда. Здесь же, на скамейке и под ней, валялись какие-то куски металла, сломанные очки, непарные ласты для подводного плавания из тех, что лет 50 назад в «Спорттоварах» продавались. Глядя на них, я убедился, что прав был учебник природоведения 4 класса: действительно, галоша гниет 300 лет, если эти ласты хоть сейчас надевай и плыви. Но больше всего меня впечатлило деревянное колесо, которое забило сопло земснаряда выше по течению. Обычное тележное колесо, хорошо сохранившееся, обитое железом, но вот на ступице какая-то насечка в виде шестерни. Выходит, был куда-то привод... А куда? Интересно...
В общем, всю необходимую информацию о том, что такое земснаряд и как он работает, я получил. И спешу поделиться этими знаниями  с читателями «ГИ».
Александр БЕЛОУСОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...