От голландского завтрака до парижского аукциона
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«Соловью хоть плати, хоть не плати – он садится на ветку и распевает песни. Вот и мы самозабвенно кудесничаем над холстами, не задумываясь о перспективе их продажи», – рассказывает гостья «ГИ», одна из известных и любимых курянами художников, педагог с 40-летним стажем Алевтина НОСОВА.    
Господь Бог живет в деталях.
Аби Варбург.
Интерес к живописи разбудил «Завтрак»
Школьницей Аля увидела в журнале «Пионер» статью о возвращении Дрезденской галерее трофейных картин, захваченных Красной армией в 1945 году. Советский Союз передавал полотна отреставрированными, и, судя по журнальным репродукциям, они были великолепны.
– Голландский натюрморт «Завтрак с ежевичным пирогом» настолько ошеломил меня, что даже сейчас, спустя 60 лет, закрываю глаза и вижу его в мельчайших деталях: пирог с узорным, пригоревшим краем, бокалы, один из которых упал и разбился, лежащая на боку серебряная ваза… – вспоминает художница.
Девочку подкупила не только достоверность, с которой были выписаны предметы, но и невидимое присутствие в интерьере хозяина, будто мгновение назад в порыве сильного волнения прервавшего трапезу. «Неужели этот кусочек мира сделан обычными красками?! – подумала Аля – Вот бы также  научиться рисовать!»
Справка: Голландский художник XVII века Виллем Клас Хеда, автор «Завтрака с ежевичным пирогом», несколько десятилетий писал натюрморты, используя  одни и те же предметы: кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и тонко выписанным механизмом. За многолетнюю работу в одном жанре живописец достиг впечатляющего совершенства в технике.  
Семья как единство противоположностей
В 1943 году супруги Тимоновы вернулись в разгромленный город и обнаружили огромную воронку на месте, где стоял их дом. Их дочь Алевтина стала седьмым ребенком, появившимся на свет в освобожденном Воронеже. Жить было негде, и Тимоновы с новорожденной девочкой на руках перебрались в Курск, к родителям главы семьи. Через 13 лет мама с папой подарили дочке младшую сестру.
Аля воспитывалась людьми с противоположными взглядами на жизнь. Отец Борис Мстиславович – технарь, после войны заочно учился на инженера-электрика в Москве и восстанавливал электроснабжение в Курской области.  Дедушка Мстислав Алексеевич начинал сельским священником, а ко времени приезда сына с семьей служил в церкви Всех святых, что возле «танка». В сороковых годах многих курских священнослужителей репрессировали.  Тимоновых спасли прихожане. Проберутся ночью к дому, постучат в окно: «Батюшка, завтра за вами придут». Семья вскакивала и бежала прятаться к родственникам, благо, что братьев и сестер, теть и дядей, разбросанных по окрестным деревням, было много. Живя в селе, Мстислав Алексеевич, как и все крестьяне, пахал, работал по хозяйству. Образование имел превосходное, изучил  риторику, латынь, греческий, древнеславянский языки.
– Я хотела бы иметь такие же познания, но отец строго-настрого запретил деду приобщать меня к религии. Сказались гонения, пережитые в детстве, да и после войны райком требовал отречься от дедушки и вступить в партию – грозил, что иначе не утвердит на руководящую должность. Отец ответил: «Кто от родителей отречется, тот и Родину предаст». И все равно возглавил ВННИИ «Сельэлектро», – делится собеседница.

На пути к призванию
В 1961 Алевтина Тимонова поступила на художественно-графический факультет Курского пединститута. Никакой подготовки, кроме школьных уроков рисования, у девушки не было, поэтому с первых дней она не могла оторвать восхищенных глаз от работ однокурсника. Высокий, симпатичный парень с русыми кудрями до института закончил художественно-графическое училище и успел поработать учителем. «Сначала я влюбилась в живопись Василия, а потом уже в него самого», – смеется Алевтина Борисовна.
В 1963 году пара поженилась. Под жилье молодожены Носовы приспособили «бухенвальд» – пристройку к студенческому общежитию, сооруженную когда-то для сторожа. Вставили окна, обмазали стены глиной и… жутко мерзли в этом крошечном жилище в морозы, хотя не жалели дров и угля для печки.
После окончания института Носовы пристроили к дому родителей Алевтины комнату с коридором, и  прожили  там следующие 11 лет.   Василий работал в художественном фонде художником-оформителем, Алевтина сначала устроилась учителем рисования в обычную школу, а в 1966 году узнала, что в городе создается художественная школа и стала первым ее преподавателем.
– Когда сыну исполнилось два года, а дочке – восемь, словно звоночек прозвенел. «Дорогая, хватит! – сказала я себе. – Как мать ты свое предназначение исполнила. Пора заниматься живописью!».  Домашние заботы и преподавание по-прежнему забирали почти все время, поэтому писала урывками. Сварю борщ – и к мольберту, постираю белье –  и вновь за краски. Что нас, женщин, дома окружает? Чайники, горшки, кастрюли. Вот их и рисовала», – вспоминает собеседница.
Один из первых шедевров Алевтины Носовой – большое полотно «Экспонаты школьного музея» – было написано за два месяца и тоже в квартире (к тому времени город выделил семье художников отдельное жилье в многоэтажке на улице Димитрова). Для тематической композиции Алевтина принесла раритеты из школьного музейного фонда, печку-буржуйку помог собрать муж.
Гильзы, каска, тарелка-громкоговоритель, чайник выполнены в символичных  тонах войны – здесь и блестящий гуталин обнажившегося под бомбежками чернозема, и серая пыль солдатских дорог, и желто-коричневый окопный суглинок. Штора с ниспадающими складками напоминает реку из бурой крови. В центре композиции притягивают взгляд алые степные маки и кусочек  ткани небесного цвета как символы мира и неувядающей памяти о  цене, которую  заплатил за него советский народ. Изображенные предметы объемны, осязаемы, фактура стали, стекла, дерева, пожелтевших фронтовых газет передана с изумительным мастерством. Алевтина Носова вплотную приблизилась к своему голландскому кумиру.
«Экспонаты школьного музея» в 1986 году были признаны лучшим натюрмортом на республиканской выставке «Мир отстояли – мир сохраним» и попали в ее Большую монографию.  К успеху и признанию Алефтина Носова пришла в 40 лет. Ее приняли в Союз художников и дали мастерскую на улице Хуторской.

Стать художником может каждый
– Почти 40 лет отработав в детской художественной школе, ответственно заявляю: способности к живописи есть у всех, – говорит Алевтина Борисовна. – Бывает, что у одних получается сразу, а иной ребенок два года сидит и все те же кулюки-малюки рисует. Уже родители говорят: «Зачем напрасно время тратить, отдадим его куда-нибудь еще».  Не торопитесь – говорю. И вдруг в третьем классе –  как взрыв! Как что-то отрывается перед ним, и ребенок  вырывается вперед.
Натура – самый лучший учитель. Начинать надо с малого. Как в музыке: пока не разучишь гаммы, произведение не исполнишь. Сначала рисуешь один предмет: вазочку или чайник, затем – небольшие композиции. Пусть работы будут неудачными. Теоретические знания ничего не дадут, пока человек не испортит сто холстов и не набьет глаз и руку. Дальше, чтобы работалось с интересом, нужно искать более сложные вещи.  У меня, например,  был период раковин  –  в них такое богатство оттенков и бликов. Потом –  кружево.  Когда смотрю, как оно изображено на работах старых мастеров, замираю от восторга: «Какие таланты были!». Но отступать нельзя: если кто-то смог, значит сможешь и ты – просто надо потрудиться.

Уровень профессионального мастерства
Написав несколько картин равных по значимости «Экспонатам», Алевтина Борисовна не отдалась полностью живописи, а продолжала преподавать. Причина проста – надо было кормить и учить детей.
Справка: Дети Носовых продолжили путь родителей.  Дочь Виктория Черкашина, член Союза художников и преподаватель художественной школы №2.  Сын  Александр после окончания худграфа заинтересовался производством украшений из золота и серебра и организовал собственные ювелирные мастерские.
– Чтобы художник мог заработать на жизнь, нужен продюсер, человек, который бы продвигал его творчество, – говорит собеседница. – Я начинала работать с людьми, которые вывезли мои картины в Париж. Продажа двух  натюрмортов окупила все затраты на организацию аукциона. Автору, конечно, заплатили копейки, но важна сама запротоколированная стоимость работ на мировом рынке.  «Сколько в месяц вы можете писать таких полотен?», –  спросили у меня, предлагая дальнейшее сотрудничество. В месяц?! Картины, которые они продали, вынашиваются и пишутся годами. Работа «на поток» выхолащивает художника, а я хочу получать удовольствие от процесса. А потом, если писать ради денег, получится  совершенно другая живопись… Почему  стали  популярны абстракции? Они пишутся за один присест, как попало: искореженные фигуры, неправильные пропорции. Но! Цветовая гамма подобрана профессионально и притягивает взгляд. Я же не в одной работе не солгала, не написала на авось, «на быстренько»,  каждое полотно довожу до состояния, когда улучшать уже нечего. Сейчас редко продаю работы. Достойную цену мало кто может предложить –  зачем же отдавать за бесценок? Пусть лучше детям и внукам достанутся.
Справка: За вклад в развитие лучших традиций живописи Алевтина Борисовна отмечена грамотами Министерства культуры РФ,  Российского профсоюза работников культуры и  серебряной медалью имени Дейнеки.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...