– Независимую оценку закупок на протяжении десяти лет проводит проект «Национальный Рейтинг Прозрачности закупок». Отслеживаются эффективность расходов государственных средств, а также масштаб и степень проникновения коррупции на российский рынок закупок. Очень приятно, что третий год подряд благодаря слаженной работе коллектива департамента закупок и поддержке администрации города по итогам национального рейтинга прозрачности закупок Курск занимает пятое место из 85 крупнейших муниципальных образований. Всего 10 лучших участников в этом году определены как лидеры с наивысшей оценкой рейтинга – «Гарантированная прозрачность.
– Алексей Юрьевич, в 2016 году внесено более 10 изменений в закон о закупках. Какие наиболее важные?
– Несколько положений закона определили работу заказчиков на следующий год.
Так, в этом году конкретизировался механизм нормирования закупок, то есть все товары, работы и услуги, которые приобретаются для обеспечения муниципальных нужд, должны только обеспечивать эти нужды и не являться предметом роскоши, не иметь избыточных потребительских свойств.
Такой механизм установления требований к продукции дает заказчикам ориентиры и ограничения в части того, какую продукцию покупать и сколько она может стоить. А механизм установления нормативных затрат на обеспечение функций через формулы определяет пределы расходов по четко определенным направлениям (оргтехника, связь, мебель и т.д). Например, сотовый телефон руководителя должен стоить не более 15 тыс. руб., а специалиста – не более 5 тыс. руб.. Кроме того, установлены нормативы максимального количества закупаемых товаров, работ, услуг. Например, установлено максимальное количество бумаги, ручек, одним словом канцелярских товаров, которое может закупать учреждение в год.
Еще один важнейший принцип Федерального закона №44 – формирование института общественного контроля.
– Как будет работать контроль общества?
– Проекты правовых актов проходят два этапа предварительного обсуждения: сначала размещаются в единой информационной системе закупок, потом обсуждаются на заседаниях общественных советов. В общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Все поступившие в ходе общественного обсуждения замечания и предложения его участников, ответы заказчиков на поступившие замечания, заключения, протоколы, составленные по результатам обсуждения на общественных советах, должны быть опубликованы для неограниченного доступа в единой информационной системе в сфере закупок. В Курске уже создано 15 советов по нормированию в сфере закупок при государственных органах, распределяющих городской бюджет, – комитетах, управлениях, в том числе при администрации города. Все акты доступны в интернете – в единой информационной системе в сфере закупок, в разделе «правила нормирования в сфере закупок 44-ФЗ».
– Теперь закупки будут планироваться на три года вперед. Что это изменит?
– Еще одним из новшеств этого года является подготовка трехлетнего плана закупок. При этом заказчикам необходимо учитывать, что если раньше они обосновывали только начальную цену закупки, то теперь обязаны будут обосновать и предмет закупки, и способ закупки, и требования к участникам закупки. Соответственно, при подготовке плана и плана-графика закупок учитываются городские акты, устанавливающие нормативы затрат, и ведомственные перечни необходимых товаров, работ и услуг. Этот механизм позволит контролирующим органам выявлять необоснованные закупки еще до стадии их объявления, что должно также уменьшить коррупцию и увеличить отдачу от использования бюджетных средств.
– Какие изменения в законе о закупках вступят в силу в следующем году?
–С 1 января осуществлять закупки в рамках закона о контрактной системе будут и унитарные предприятия (согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №321-ФЗ). Например, «Курскводоканал», «Курскэлектротранс». Уполномоченным органом будет департамент закупок для муниципальных нужд города Курска.
Кроме того, с 1 января 2017 года финансовые органы (федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) будут осуществлять контроль в рамках части 5 статьи 99 Закона №44-ФЗ за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а затем контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок.
–Удалось ли сэкономить в 2016-м?
–С начала года по настоящее время департаментом закупок для муниципальных нужд проведено 416 конкурентных процедур на сумму 998,6 млн рублей. Экономия составила 90 млн рублей, или 8,1%, что на 1,5% больше, чем в прошлом году. В 2016 году продолжается рост и количества, и суммарного объема закупок, осуществляемых через электронный аукцион. Вообще, 91,4% от всех способов закупок – это электронный аукцион.
В заключение мне хочется пожелать читателям «ГИ», чтобы наступающий Новый 2017 год стал для всех годом новых свершений и достижений.
- Комментарии
Загрузка комментариев...