Чем живут немцы?
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Широчайшая Карл Маркс-аллея в одночасье заполнилась палатками, ларьками, но главное – биотуалетами. Возводилось все с космической скоростью: рабочие сооружали временные конструкции устрашающе быстро.    
На 15 минут отошел – пропустил открытие нового сооружения. Так Берлин готовился к традиционному 20-му пивному фестивалю. В народе его называют «репетицией перед Октоберфестом».
С 5 по 7 августа в столицу Германии съехались туристы десятков стран, чтобы вкусить прелести местного колорита. Среди них оказался и корреспондент «ГИ» Артем Тутов. Но фестиваль – не главная цель визита. Куда важнее было выяснить, чем живет негласная столица Европейского союза.
В ритме шага
Берлин – один из самых зеленых городов Европы. И не только этим он в некоторых ракурсах напоминает милое село: в городе практически отсутствуют высотные строения, да и те, что есть, – наследники постсоветской эпохи или еще более ранних времен. В столице превалируют цветные пятиэтажки с аккуратными внутренними двориками, куда часто имеют доступ лишь жильцы. Вероятно, из-за этого город растянулся на десятки километров во все стороны света, а плотность населения кажется меньше, чем даже в Курске, а уж тем более в Москве.
Расстояния – главная проблема небогатого туриста. Общественный транспорт Берлина –трамваи, автобусы, U-Bahn и S-Bahn (подземные и наземные поезда) – объединен в общую сеть с единым проездным билетом. Такая система сейчас активно внедряется, например, в Москве.
По проездному билету можно путешествовать в течение двух часов, пересаживаясь хоть на каждой остановке. Цена – почти 200 рублей, но в транспорте никаких кондукторов и турникетов. Видишь автобус, трамвай или поезд – приятной поездки, только не забудь пробить на билете время начала путешествия. Специальные стойки есть на остановках и внутри транспорта. То есть теоретически  можно ездить абсолютно бесплатно, но, как и в любой истории, в этой  своя мораль.
Внутри транспорта контролеры все-таки появляются. Они садятся на случайной остановке и проверяют билеты. Если кто-то оказывается без проездного  или на билете нет штампа начала поездки, то выписывают штраф 60 евро. Не такая уж большая сумма для европейца, но и она  хороший мотиватор. Практически никто не «играет» с законом. Уговорить представителя власти не получится. К тому же неприятно попасть в такую ситуацию на глазах у знакомых. Тем более намного проще один раз купить проездной на год и пользоваться общественным транспортом без ограничений.
Сам общественный транспорт походит на пришельцев из будущего. Новый, яркий и функциональный. Все сделано так, чтобы никто не чувствовал дискомфорт: помимо привычных специальных сидений все автобусы сконструированы так, что на остановках они наклоняются, чтобы даже колясочник мог без труда въехать внутрь. Остальному транспорту этот функционал и не нужен: высота входа совпадает с высотой перрона.
И вот ты уже едешь по аккуратным улицам старого Берлина: мало что напоминает о его столичном статусе. Усиливает ощущение и полное отсутствие пробок. Как говорят местные жители, иногда они все-таки случаются, но лишь на нескольких улицах города в час пик. Одна из причин – велосипеды. Берлин не Амстердам, где двухколесный транспорт есть у 90% населения, но и этого хватает. Помимо отдельных велодорожек, которые, как змеи, переплетаются с пешеходными и автомобильными, по всему городу оборудованы сотни велопарковок. «Велосипед не роскошь, а средство передвижения», – в этом городе хочется переиначить известную фразу. Большинство велосипедистов совмещают приятное с полезным, но многие  просто живут в ритме города.
Благодаря в том числе и развитому велосипедному движению город не превращается в одну сплошную автостраду. Есть множество мест для прогулок, да и центр (за исключением площади перед Бранденбургскими воротами) не переполнен.
Весь центр – сплошной музей под открытым небом. Первое, что видит  турист, – уже упомянутые Бранденбургские ворота. Монументальное строение, которое, по мнению посетителей, не краше курской Триумфальной арки. Это, если что, комплимент обоим достопримечательностям.
Но все же главное место, куда едут все туристы,  – Рейхстаг. Относительно недавно там заменили купол, поэтому смотрится он не хуже, чем в былые годы. Внутри работает правительство, но пускают всех желающих. Если их, конечно, не пугают огромные толпы и очередь в несколько часов.

Хмельной праздник
Карл Маркс-аллея – классический пример советской части города. Тут Берлин можно спутать, например, с Минском. Чистый, бело-серый бетон, с классической советской гигантоманией. Не восхититься зданиями в округе невозможно. Но такую картину можно увидеть во многих городах бывшего СССР. Восхищает прилежность, с которой сохраняют эти сооружения. Даже советские панельные дома выглядят симпатично за счет современной облицовки и нарядных  подъездов. Даже кафе «Москва» еще работает, правда, там мало что осталось от советского меню. На этом историческом месте проходил не такой известный, как Октоберфест, но почитаемый многими любителями хмельного напитка, пивной фестиваль.
Хотя не все местные жители знают о Берлинском фестивале, но побывать там стоит даже тем, кто не любит вкус этого пенного. Во-первых, посмотреть на масштаб: стенды с пивом тянутся аж полтора километра. Тысячи нетрезвых, но добрых людей  целыми днями ходят кругами и изучают сорта. И сосиски! Немцы знают в них толк: жирные, сочные, жареные, приправленные тысячами специй, которые создают неповторимый аромат, распространяющийся на солидное расстояние.
Несмотря на то, что пиво льется рекой, а встретить трезвого человека сложнее, чем выговорить слово «трезвый», все проходит спокойно. Полиции в округе не встретишь: люди просто ходят, пробуют напиток и общаются. Как рассказали местные жители, тех, кто начинает буянить, быстро выпроваживают, они не успевают испортить праздник. Да, пивной фестиваль – один из ключевых городских праздников, где напрочь отсутствует сценарий. Люди просто расслабляются и поют песни.
«Старый Михль чувствует себя плохо, его глаза почти не видят, его мучает кашель, – рассказывает народная песня. – Он уже почти мертв. Мы пришли посетить его могилу.  Но это чудо! Он не умер, к счастью, и значит, мы будем громко петь нашу песню.
Жив ли еще старый Михль?
Ja, er lebt noch! Да, он еще жив!»
Обычному туристу из России здесь трудно разгуляться: цена на пиво начинается от 3 евро за маленький стакан. Даже немцы считают ценник завышенным, но ради праздника готовы потратиться.
Здесь, кстати, и «Балтика» объявилась, но особых очередей вокруг стенда не образовалось. Эту самую «Балтику» без проблем можно купить в русском магазине в Берлине.
Продолжение рассказа о путешествии в Германию в следующих номерах.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...