В них академик отразил впечатления от тогдашнего Курска, только что ставшего центром наместничества.
«…За пять верст, не доезжая до города, проехали мы подгородную Ямскую слободу, в которой переменяют лошадей только те, которые не заезжают в Курск, а едут прямо в Белгород; она стоит на ровном месте ввиду пригородного уступа и состоит из многих хороших деревянных и каменных изб с изрядною каменною церковью (Введенской храм )».
Путешественник решил не делать короткую остановку в Ямской слободе, а сразу же направился в город: «Мы, не переменяя лошадей, отправились прямо в Курск и, переехав реку Тускарь вторично, поднялись на крутой тот уступ, с которого при Коренной пустыни спустились и которым доехали до самого города Курска. При подъеме на сей знаменитый взлог должен я был несколько остановиться для осмотрения имеющихся в нем каменоломен. Взлог сей наверху покрывается по большей части глинистою или иловашнаю (серой, сухой) землею; под глиною лежит в сем месте толстый слой истрескавшегося белого мергеля, оный в глубину составляет небольшую полосу, и то кажется, не везде синего цвета, ниже которой лежит, так сказать, кора или череп, основание сего взлога составляющая так, что плотностью своею составляет довольно твердую на неизвестное пространство под землею простирающуюся, беспрерывную плиту...».
Ученый описал район нынешней улицы Перекальского.
Зуев покинул Курск 13 августа 1781 года, и в том же месяце произошел ужасный пожар, от которого выгорел весь тогдашний центр. Вот его впечатления о городе до жестокого пожара: «Город Курск знатный и старинный, принадлежавший прежде к Белгородской губернии, стоит на вышеописанном взлогистом уступе при реке Тускари. Дома по большей части деревянные, беспорядочные и по дороговизне леса, который привозится из дальних мест, нехорошие. Церквей всех 17, в том числе три деревянные... Обывательских домов всех числом 2340, в том числе каменных купеческих 14; кузниц каменных и деревянных около 60; лавок торговых каменных девять, деревянных более 100, питейных домов 30; улица прямая по большой дороге только одна, прочия все неправильные; ныне старанием господина губернатора (Свистунова) начали все вымащивать ломаемым в помянутом уступе плитняком.
...Жителей в городе, сверх некоторого числа дворян, – купцы числом 1071, мещане 2688, однодворцы 1602, малороссияне и других званий, всех с вышепоказанными около шести тысяч душ мужского полу...».
После устройства на ночлег и прогулки по городу путешественник нанес визит вежливости губернатору: «На другой день, имея честь быть у господина губернатора Петра Семеновича Свистунова, известного сего как по душевным дарованям, так и сочинениями своими в ученом свете мужа. Ласкою его превосходительства и оказанными во все время бытности моея в сем городе милостями я был весьма доволен: и как в короткое время нельзя мне было узнать всего того, что до наместничества сего любопытного касается, то его превосходительство управлял уже несколько лет и Белгородскою прежде губернией, и Курским ныне наместничеством, немало мне способствовал, что знать о сих местах было можно...».
- Комментарии
Загрузка комментариев...