Молочные полеты и кисейные облака
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Как корреспондент «ГИ» побывал в небе    
«Пятый океан» уже давно покорен и освоен, но для романтиков небо остается захватывающей и желанной стихией. Ведь где, как не в небе, можно созерцать красоту земли и получить порцию адреналина! Корреспондент «ГИ» решила испытать очарование полета, а заодно научилась собирать параплан и узнала, как куряне на досуге покоряют небо.
Аэродром Рышково встретил свежим ветром, разогнавшим летний зной, и просторами полей.   Полеты проходят здесь часто – в небольших металлических ангарах хранятся самолеты, дельта- и парапланы разных модификаций. В отдалении, наполовину укрытый брезентом, высится круглый бок старого вертолета: «Какой-то мужичок ремонтирует», – пояснил Валерий Сысоев, частый гость аэродрома и заядлый любитель полетов. В «нашем» ангаре ревел двигатель, стучали молотки: пилоты укрепляли листами железа шаткие стены. На ярком солнце ждали полетов два самодельных аппарата – небольшой двухместный самолет с закрытой кабиной и открытый всем ветрам одноместный. Пока пилоты заканчивали работу, мы с Валерием отправились на летное поле.
– Сначала соберем параплан, – Валерий снял с крыши автомобиля странную колесную конструкцию.
Разложил – получилась тренога с сильно выдвинутым вперед колесом. Парапланеристы называют ее «телегой» или «тележкой», аппараты с таким устройством –  паратрайк. Пилот садится в кресло мягкой конструкции, пристегивается. Мотор с винтом крепится сзади, а за ним цветные тросики держат прямоугольный парашют-крыло.
– Парапланы бывают нескольких видов, – рассказал во время сборки пилот. – Есть ребята, которые любят летать на свободных крыльях – без мотора, но им для старта нужна либо горка с потоком воздуха, либо приходится на автомобиле затягивать параплан тросом в небо. Еще можно летать с мотором, но без «телеги»: разбежался, газу дал и оторвался от земли, это называется парамотор. Я полеты с мотором начал осваивать в прошлом году, понравилось, что аппарат становится более управляемым, почти не зависишь от потоков воздуха и можешь летать в любом направлении на любой высоте.
По образованию Валерий инженер-строитель, у него свой бизнес –  установка  холодильников и кондиционеров в магазинах. Шесть лет назад друзья позвали полетать на парапланах, с тех пор   заболел небом. Первые самостоятельные полеты совершал на чужом параплане, а через пару месяцев заказал в интернете свой. Обучение проходило легко, обошлось практически без падений.
– Параплан довольно безопасная штука, – отметил Валерий, устанавливая в окно автомобиля, на котором приехал, спиннинг с «колдуном» (цилиндрический кусок ткани, по которому определяют направление ветра). – Взлетают всегда против ветра. Почему? –  Средняя скорость параплана с мотором –  38 километров в час, плюс скорость ветра. Для комфортных взлетов-посадок получается многовато – может закрутить или перевернуть. Идеальные погодные условия для полета моторного параплана – полный штиль, допустимый ветер не больше 3-4 метров в секунду. Сейчас дует «пятерка», да еще и с порывами. Покачает, наверное, немного, но попробовать полетать можно.
Валерий расправил крыло за парапланом, установил гладкий деревянный винт на мотор, проверил амортизирующие стальные тросы, соединяющие части «телеги». Их надежность пришлось однажды проверить на собственной шкуре.
–  Один из первых моих полетов: набираю скорость в 20 метров, разворачиваюсь по ветру, и... двигатель глохнет, а это неминуемая посадка, –  вспомнил собеседник. – Приземлился кое-как, два раза через голову кувырком. Даже успел подумать: может, это не мое! Но при падении не получил ни одного синяка или ссадины. Только тросы на параплане заменили –  и снова в небо. Теперь в курсе всех нюансов: несколько раз проверяю оборудование перед полетом.
«Телега» у Валерия самодельная, обошлась в 80 тысяч рублей. Готовая стоит около 400 тысяч. Плюс мотор и сам параплан – крыло с подвесом-сиденьем для пилота, специальный костюм, пропускающий воздух и сохраняющий тепло, и укрепленные пластиковыми пластинами ботинки. Получается недешево, но любители полетов без раздумий отдают огромные деньги за встречу с облаками.
–  Это удивительно красиво и захватывающе. Параплан может подняться на высоту до четырех километров, но мы так высоко не залетаем – начинается кислородное голодание, – поделился Валерий. – Уже с полутора километров видишь, что Земля круглая, все в дымке, но цвета внизу очень яркие. А когда влетаешь в облако, кажется, будто находишься в холодном мокром тумане. Спокойную безветренную погоду на закате мы называем «молоко». Взлетаешь, солнца еще не видно, а поднимешься на 200 метров, и как свет включили, будто еще один рассвет. И тишина, и спокойствие, воздух теплый. Как в молоке летишь.
Завершающий штрих перед полетом – Валерий закрепил ремнем на бедре вариометр, который показывает скорость ветра и параплана, высоту полета, температуру воздуха и двигателя, скорость вращения винта, а также текущие время и дату.

В небе – ветрено
Старт получился неровный – ветер мешал, но пилот быстро поймал поток и по элегантной дуге устремился вдаль.
Тем временем на поле прикатили пару небольших самолетов, что стояли у ангара. Они показались совсем легкими и ненадежными.
– Садись! – распахнул дверцу двухместного пилот, и времени на сомнения не осталось.
В кабине – тесно и шумно, зато ветер в лицо не дует и обзор шикарный – облака (будто из белой кисеи) нежно обнимали синее небо, внизу зеленой и желтой шахматной клеткой мелькали поля. Во время взлета перехватило дух, когда колеса оторвались от ухабистой земли и мягко заскользили по воздуху. Высота в 200 метров в кабине не ощущалась вовсе и страха не было. Ощущения – будто едешь в автомобиле, разница лишь в том, что из-за ветра самолет немного бросало из стороны в сторону. Пара кругов над аэродромом – и посадка, самолет весело запрыгал по травянистым кочкам. Пилот Александр Зеленцов  собрал его за три месяца в своей автомастерской. В декабре самолет прошел первые испытания – на них Александр позвал знакомого профессионала, который обучил его управлению воздушным транспортом.
– Сначала прыгал с парашютом, это было лет семь-восемь назад. Потом захотелось летать, как и все, начал с парапланов, – поделился пилот. – Познакомился с Антоном Филипенко, он с детства летает и меня научил. Сначала на свободном крыле, потом собрали двигатель – разрезали пополам двухцилиндровый мотор от снегохода «Буран», получился небольшой движок для параплана. Мы ежегодно бываем на сборах любителей полетов в Касторном, и ребята нас подначивали, мол, сколько можно на тряпочках летать. Поразмыслил и согласился с  ними.
Неполный комплект запчастей от «Икаруса С-22» удалось купить на Украине. Собирали конструкцию по чертежам небольшого американского самолета, подгоняя  под имеющиеся детали. Сбоев транспорт не давал, а вот удовольствия – море. От «Икаруса» остались не пригодившиеся крылья, Антон Филипенко предложил Александру собрать еще один самолет – одноместный.
–  В мае приступили, к середине июня он был готов, – поделился Антон, посадив «Икарус». – Полетами начал увлекаться лет с 12-13, «прививку» сделал отец, который стоял у истоков парапланеризма в Курске. Примерно семь лет я отлетал на мотодельтаплане, потом перешел на параплан, а затем на парамотор. Собрать самолет – мечта детства, всегда хотел маленький одноместный.
– За эти самолеты можно выручить неплохие деньги?
– Двухместный стоит примерно 500-800 тысяч рублей, одноместный – 300-500. Но мы продавать не собираемся, – улыбнулся Александр. – Планируем получить профессиональное летное образование в Белоруссии, там дешевле, и полностью посвятить себя любимому делу.

P.S. А я планирую увидеть-таки землю с высоты парапланерного полета. Фотографии оттуда просто невероятные.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...