Деловой разговор накануне праздника
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Деловой разговор накануне праздника


В исторической судьбе Курска как в зеркале отражена судьба всей нашей страны с ее драматизмом и крутыми поворотами.    
День России – это сравнительно новый праздник, идея которого – возрождение национальной государственности, национальной идеи, традиций.  Однако в беседе с главой города Ольгой ГЕРМАНОВОЙ  мы постараемся избежать общих фраз и дифирамбов, совместив экскурсы в историю Курска и его нынешние вполне прагматические задачи. Не ставя жестких рамок, договорились потолковать об историческом центре Курска. Общеизвестно, что он сформировался относительно недавно (условно возьмем за точку отсчета 1782 год), претерпел несколько коренных перестроек, менялся до неузнаваемости... и  этот процесс не завершен. Итак, начнем с конкретного вопроса: историческое  развитие дорожной сети Курска...
– Ольга Михайловна, наши предки заботились об удобстве города для потомков. В планировку 1782 года был заложены прямые, широкие улицы. Тем самым градоустротели больше двухсот лет назад, не ведая об автопробках, сильно облегчили жизнь нынешним курянам…
– Скажем,  улицу Херсонскую (ныне Дзержинского) изначально заложили шире центральной – Московской, несмотря на все трудности с ее проложением по многочисленным оврагам, буеракам и  косогорам.
– Тогда вопрос: думаем ли мы о формировании  и развитии системы дорожных коммуникаций в нашем городе, удобной не только для нас с вами, но  для наших потомков?
– В Курске уже 152 тысячи машин, и их число будет увеличиваться. В этой ситуации мы просто обязаны заботиться о развитии дорожной сети. К примеру, расширяем улицы 50 лет Октября, Карла Маркса, прокладываем новые автоартерии. Наши предки в первую очередь думали о просторе, но предположить нынешний технический прогресс  не могли. В любом случае, удобный, просторный город востребован всегда… Стало быть, сегодня думаем о дне нынешнем, не забывая о грядущем. На Горсобрание  вопросы в этом векторе выносятся постоянно. Скажем, идет комплексная застройка микрорайона, и мы требуем, чтобы этот кусочек города сдавался, в частности,  с хорошими дорогами. Не всегда получается гладко, с застройщиками еще нужно найти общий язык, убедить их в правомерности наших требований. Некоторые из них предлагают, чтобы в строительство дорог вкладывался сам город, а не те, кто зарабатывает на  продаже квартир. Но позвольте, есть же утвержденная планировка комплексной застройки. Будьте любезны, следуйте ей.
– Невольно вспомнишь тот самый первый генплан устройства Курска, когда никому из местных властей и в голову не приходило противоречить этому хорошо продуманному планировочному решению. «Быть по сему» – это резолюция Екатерины на генплане Курска, стало быть – извольте исполнять.
– Правильно… А то ведь, к примеру, улица Радищева застроена домами, как спичечными коробками – кто тогда думал об удобстве жителей. Ни в коем случае нельзя повторять такие недоработки и вольности в новых микрорайонах.
– Если уж речь пошла об улице Радищева, то стоит вспомнить, что серьезная лепта была внесена в ее устройство уже  в тридцатые годы, когда соединили тупиковые улицы Фроловскую и Мясницкую.  То есть, городские архитекторы того времени прекрасно понимали, что Курску нужны транспортно-развязочные решения.
– Вспомним и тот факт, что в 30-е снесли  Николаевский храм, что стоял  напротив нынешнего театра кукол, как раз из соображений последовательного создания удобной транспортной артерии (улицы Радищева), лишенной всяких препон. Фроловский храм с подворьем (угол улиц Радищева и Марата) разобрали по той же мотивации… Кстати, Херсонские и Московские ворота  с улицы Ленина убрали по той же причине. То есть, городские власти реально думали о будущем…
– Коль уж мы вернулись на улицу Ленина… На мой взгляд,  тротуар на ее четной стороне можно сузить – он неоправданно широк. Там предполагалось соорудить открытым способом подземный путепровод (тоже принципиально новое для Курска решение), но до конца воплотить этот замысел не удалось.
– Может быть, хорошо, что получилось именно так. Зато сегодня мы имеем широкий, роскошный тротуар, красивые клумбы, газоны… Это же лицо города. Кстати, сегодня  все чаще вносятся предложения о расширении проезжей части как раз за счет газонов. Мы много строим новых дорог, но на периферии, а вот в центре нужно изыскивать способы.
– Здесь нельзя не упомянуть улицу Горького. Совсем  рядом с центральной, но тупиковая с двух сторон – с одной стороны упирается в Мирную, с другой – в  Первомайский парк. При этом красную линию по четной стороне изрядно отодвинули, но освободившееся пространство заняли не проезжей частью, а широченными газонами и парковками. Улица эта как автоартерия не загружена, да и не востребована. Этакий оазис автомобильно-парковочного спокойствия. Не слишком ли роскошно для перегруженного автотранспортом города?
– Вспомните, когда проектировался жилой микрорайон ниже  к Тускари от Мирного проезда, предполагалось продлить улицу Горького до улицы Толстого  с выходом на улицу Перекальского. Но по ряду причин эту работу пришлось отложить. Однако эта тема не забыта, и к ней город обязательно вернется.  На мой взгляд, вполне реально соединить улицу Горького и   Сонина через Первомайский парк, тем более что он уже давно таковым не является – его отдали на откуп предпринимателям и, по сути,  потеряли… Недавно провели публичные слушания по изменениям в генплан, и все эти моменты учтены.
Раз речь пошла о перспективе, сегодня мы принимаем земли федерального значения от воинской части (что на ул. Карла Маркса) для строительства жилья. Там предполагается серьезное и долговременное развитие дорожной сети в сторону улицы Фестивальной. То есть, как раз в рамках тезиса о том, что нужно заботиться об  удобстве  не только нынешнего, но и будущих поколений.
– Почему при сносе ветхого жилья (в том числе и в центре города) на освободившихся площадях строятся исключительно  торговые центры или офисные здания,  а не  парковки – хотя бы временно?
– Просто стараемся выручить какие-то средства для небогатого города от продажи этих участков. Под парковки их покупать не станут – не такое уж прибыльное дело.  Так уж сложилось в понимании курян:  дешевле  парковаться рядом с работой, иногда прямо на тротуаре, а то и на газонах. Парковка на Садовой, на которую возлагалось столько надежд, сегодня пустует, как и многие другие. Нужно создавать муниципальное предприятие, которое будет заниматься только штрафами за неправильную парковку, нарушение Правил благоустройства. Сейчас готовим для этого почву, вносим изменения в Правила благоустройства города. Понятно, что мы вызываем огонь на себя: дескать, сначала создайте доступные парковочные места, потом штрафуйте. Но иначе дело в нужную сторону не сдвинется.
– У нас много улиц со старыми тополями. Недавно такие деревья убрали с улицы Гоголя и устроили на их месте парковочные карманы. На мой взгляд, только польза. Кстати, если верить старинным рисункам и фотографиям, наш город украшали тополя пирамидальные. То есть это традиционное для Курска дерево.
– Для меня это отдельная тема, достойная внимательного подхода. К примеру, что предпочитают соловьи? Оказывается – невысокие деревья и кустарники (калина, черемуха, жимолость). По рассказам старожилов, на улицах Курска, к примеру, на Садовой, росли вишни и сливы. Считается, что в  нашей зоне следует сажать липы, клены и... пирамидальные тополя. То есть, наши с вами предки знали, что делали...
– Курск был одним из первых городов России, где появился трамвай. Причем куряне отказались от одноколейного пути и решили вкладывать средства в полноценный двухколейный формат, несмотря на трудности  рельефа – холмистый центр города. Какая судьба уготована курскому трамваю? Тут уместно вспомнить, что Европа и Америка переживают трамвайный ренессанс...
– Здесь я затрудняюсь вынести окончательный вердикт. Честно говоря, на трамвай я  смотрю как на раритетный, исторический  вид транспорта.  Экологически чистый, но дорогой: надо постоянно содержать в порядке рельсовые пути, особенно  в зимнее время, скоростной режим занижен по сравнению с автобусами или троллейбусами. Пассажиропотоки в трамваях стали падать, особенно в дневное время. В то же время есть улочки, где трамвай является единственным видом общественного транспорта. И это тоже надо учитывать.
– Начиная с первого послевоенного Генплана 1947 года и всеми последующими (до 80-х годов) предполагалось превратить улицу Семеновскую из провинциально-окраинной в одну из основных магистралей.  Здесь планировалось устроить несколько развязочных решений,   а главное — через эстакаду (над поймой Кура) связать улицы Семеновскую и Сороковую (Бойцов 9-й дивизии). Но дальше проекта дело не пошло... Сегодня, чтобы из центра города попасть, к примеру, на улицу 50 лет Октября, куряне должны проделать весьма неблизкий путь, внося свою лепту в автопробки.  Не пора ли исправить эту ситуацию?
– Мы просчитывали, в какую сумму обойдется такая транспортная эстакада. Получилось, что выйдет дороже, чем нынешний мост через Тускарь. Значительной долей в этих суммах стало бы изъятие частных владений, где эта эстакада пройдет.  Город сегодня этот проект просто не потянет. Но это вовсе не означает, что на задумке нужно ставить крест. Просто отложим до более благополучных времен, параллельно постараемся найти альтернативные, менее дорогостоящие варианты.
– Рано или поздно велосипедное движение в городах России неизбежно станет таким же популярным, как на Западе.  Здоровый образ жизни, экологически чистое жизненное пространство... Но очевидно, что для этого нужно провести основательную подготовительную работу.
– Для начала нужно хорошо  подумать, чтобы определиться с перечнем   задач и проблем.  Скажем, устроить велодорожки хотя бы фрагментарно там, где мы расширяем тротуары. О велодорожке на проезжей части у нас даже речи не может быть, и одними дорожными знаками не обойтись... То есть это будет маленькая дорожная революция, в том числе и в головах автоводителей и пешеходов. Нужно будет основательно ломать привычки, традиции, предубеждения, но дело того стоит. К слову, есть замысел организовать велосипедные дорожки в Детском парке по его периметру. На реконструкцию парка в целом уже предусмотрено семь миллионов рублей. Немного, но с чего-то нужно начинать...
– Пешеходная улица – в  Курске подобной нет в отличие от многих городов России.
– Думаем над тем, чтобы сделать таковой улицу Кати Зеленко: от Ленина до Горького. Широкая, много зеленых насаждений... Да и тот факт, что выходит она на Театральную площадь, по сути, культурный центр Курска, очень уместен. Но пускай это станет темой для нашей с вами следующей беседы...
P.S. Согласитесь, даже если у главы города нет сиюминутного ответа на поставленный вопрос, оптимизм внушает уже то, что  та или иная проблема не забыта и не отложена в слишком долгий ящик, ее рассматривают как задачу, подлежащую решению. Пускай не в нынешние кризисные времена, но к ней вернутся. Именно при таком подходе до 1000-летия Курска мы многое успеем...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...