Как привыкнуть к школе?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как привыкнуть к школе?


Накануне 1 сентября у дочки поднялась температура – 38,5. Признаков гриппа участковый врач не обнаружила. «Скорее всего, на нервной почве», – заявила педиатр. После линейки болезнь чудесным образом как рукой сняло...    
Как привыкнуть к новой школьной жизни, с чего начать? С этим вопросом «ГИ» обратились к педагогу-психологу школы №5 Светлане ВОЛКОВОЙ:
– Адаптация – сложный процесс перестройки познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы. Меняется весь образ жизни ребенка. Школьная жизнь отличается от садика:  тут нужно выполнять домашние задания, соблюдать нормы и правила. Приходится подстраиваться под новые обстоятельства. У кого-то на адаптацию уходит месяц, кому-то требуется больше времени. Причин, по которым этот процесс замедляется, может быть  несколько. Например, несоответствие уровня умственного развития ребенка. Кроме того, сейчас много гиперактивных детей – даже если у ребенка уровень интеллекта выше среднего, он не может усидеть и сконцентрироваться на уроке, материал не усвоится.
– Многие идут в школу с неохотой...
– Тут требуется помощь родителей. Желание учиться должно быть сформировано заранее. Многие дети приходят в школу из-за внешней мотивации: нравится, что купили портфели, на которых красуются любимые герои, например. Это правильно. Но нужно внушать, что дети становятся взрослее, ответственнее и школа – это не игра, а храм знаний, в котором они станут умнее, серьезнее, дисциплинированнее.
– На что родителям первоклассников прежде всего нужно обратить внимание?
– Часто дети, которые приходят в новый коллектив, не могут найти общего языка со сверстниками, не могут влиться в коллектив и поэтому чувствуют себя некомфортно, держатся обособленно. Отсюда нежелание ходить в школу. Ребенок должен найти свое место в коллективе, а для этого ему требуется родительская поддержка, которая будет вселять уверенность. Нужно постоянно хвалить ребенка за какие-то, пусть и незначительные успехи, ни в коем случае не ругайте его и не сравнивайте с другими детьми. Это рождает комплексы. Если что-то не получается, сядьте рядом с сыном или дочкой, потренируйтесь вместе. Ребенок должен видеть, что семья вместе с ним переживает сложный период. Вчера он не мог, а сегодня научился! Отмечайте это. Тогда у ребенка вырастут крылья, и он обязательно захочет снова сделать близким людям приятное и будет стараться.
Хочу обратить внимание: в первые недели первоклассники, особенно те, которым сложно адаптироваться, могут плакать, иногда у них повышается температура, наблюдается потеря аппетита. Это не из-за инфекций, а из-за стресса.
– Моя дочка постоянно жалуется на то, что ей в школе скучно...
– Детские сады хорошо готовят к школе. Именно поэтому в первые месяцы может быть не очень интересно – все это уже проходили. Но уверяю вас: через несколько месяцев программа усложнится и  интерес обязательно появится.
– А если ребенок боится получить двойку?
– В первом и втором классах оценок нет. Учитель может похвалить словесно. Так что бояться нечего.
– Как мотивировать детей учиться?
– Нужно формировать правильное представление о школе. Акцентируйте внимание ребенка на том, что он ученик, у него есть права и обязанности – старательно учиться и выполнять домашние задания. Проведите аналогию: взрослые должны ходить на работу, а дети – в школу. Конечно, нужно ребенка готовить к тому, что школа – это не поход в кино, а ответственный этап в жизни любого человека, от которого зависит его будущее. Объясните, для чего нужна учеба и как она пригодится в дальнейшем.
Лучше не использовать материальные стимулы. Есть родители, которые готовы платить за оценки. Это неправильно. Лучше использовать другие методы –  поход в кино или в парк всей семьей. И еще один важный момент – ребенок должен уважать и слушать учителя. От этого зависит его успеваемость в будущем.

Учителя об адаптации первоклашек
– У нас в классе организовано дежурство, – рассказала учительница 1 «Б» Галина Чурюкина. – Дежурные перед началом занятий называют число, день недели, свои имя и фамилию. Это помогает им адаптироваться и лучше узнать друг друга. В течение дня они следят за дисциплиной, помогают учителю. Каждый день разговариваю с детками и рассказываю, для чего нужна школа. Хочется, чтобы и родители внесли свою лепту в формирование положительного отношения к школе. На это требуются время и силы, но это, поверьте, необходимо. Приучайте ребенка самостоятельно собирать портфель, но контролируйте   процесс. Делайте вместе домашние задания, старайтесь заинтересовать дополнительной информацией, и тогда вашему ребенку будет интересно!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...